Достижения и противоречия русской культуры ХVIII века

 

План реферата:

  1. Введение. Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре ХVIII века. Идеи эпохи Просвещения.

 

  1. Глава 1. Архитектура ХVIII века

Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российс­ких и европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Школа отечественных зодчих: М.Г. Земцов, И.К. Коробов, П.М. Ероп­кин. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм. Иностранные мастера в России: А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон. Выдающиеся русские зодчие: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Архитектурный облик провинции.

  1. Глава 2. Литература ХVIII века

Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века. Особенности русского классицизма.

Антикрепостнические мотивы русской прозы:   А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сати­рические образы и обличительный пафос «Недоросля» (сатира «на нравы»). Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Роль повести в развитии русской литературы.

  1. Глава 3. Развитие театрального искусства

Становление русского национального театра.  Крепостные театры и крепостные актеры.

 

  1. Заключение. Итоги столетия. Достижения и противоречия российского Просвещения.

 

 

 

Почему же мы все-таки выбрали эту именно эту эпоху?

Это время, когда оформлялись черты

новой русской культуры, культуры нового времени,

которому – нравится нам это или нет – принадлежим и мы.

 

Ю.М. Лотман

 

 

  1.  Введение.

 

По устоявшейся традиции отсчет новой русской культуры мы начинаем с ХVIII века,  1700 года, с Петровских реформ. И не только потому, что с этого времени начинается современное летоисчисление.  Как известно, Петр I «прорубил окно в Европу», и с этого времени русская культура начинает движение к культуре европейской, чтобы окончательно слиться с ней в веке Х1Х. За это Петра критиковали славянофилы и их последователи: якобы своими реформами он оторвал Россию от ее исконного, русского пути. Как считает историк В.О. Ключевский, сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью. Закрепляя европейскую моду в российском быту, брея боярские бороды и заставляя носить камзолы, Петр стремился изменить не столько внешний, сколько внутренний облик своих подданных. Именно в это время закладываются в общественном сознании представления о внесословной ценности человека, о гражданской чести и достоинстве. Но  воли одного царя было мало для успеха всех начинаний. Почва была подготовлена гораздо раньше.

Целенаправленное движение России к Европе началось в ХVII веке. После того, как Россия частично выдавила, а частично растворила в себе монголо-татарское нашествие, после того, как пала Византийская империя – главный духовный авторитет для средневековой Руси – Восток стал интересен лишь как источник новых земель (Сибирь, например). К концу ХVII века русский человек обрел богатый исторический опыт – появилось ощущение индивидуальности, неповторимости каждого человека. Все это отразилось уже в искусстве ХVII века: в литературе появился вымысел, изменилась жанровая система: жанры постепенно становятся более светскими, появляется сатира; появляется новый герой – плут – не верящий «ни в сон, ни в чох» и т.п.

«Именно в петровское время элементы новой европейской культуры пропитали все отрасли культурной жизни верхушки русского общества в несравнимо большем количестве, чем это могло быть раньше, и дело уже шло не только о количестве этих элементов, но и об общем характере, о качестве новой культуры, решительно отличавшем ее от старины.

Петр отстоял национальную независимость, самостоятельность русского государства, ставшего при нем по-настоящему европейским государством. То же произошло при нем и с русской культурой. Петр должен был построить в России новую культуру, которая могла бы противостоять Западу, как его армия противостояла западным армиям. При этом он хотел, чтобы страна училась у Запада, но не теряла своего национального лица. Надо было построить свою собственную национальную культуру, которая бы усвоила все лучшие достижения Запада. Россия должна была войти в Европу не робкой ученицей, повторяющей чужие уроки, но войти со своим собственным новым словом, со своим лицом, со своим складом мысли, со своими задачами. Ей нужна была культура общеевропейского типа и в то же время русская культура. Основы именно такой культуры и заложило петровское время», - отмечает искусствовед Г. Гуковский.

Таким образом, XVIII столетие, названное современниками и потомками "веком Разума и Просвещения", ознаменовалось коренной сменой ориентиров в развитии русской художественной культуры. Качественные изменения произошли во всех видах искусства. Они были связаны с решительным отказом от средневекового канона мистического реализма как единственной основы профессионального творчества. В XVIII веке в искусстве уверенно развиваются европейские светские жанры. Стремление войти в семью европейских муз вызвало рождение феномена "русской европейскости" — качества, определяющего пути становления художественной культуры ХVIIIв.

Как говорилось ранее, крушение средневекового художественного мышления началось в XVII в. Однако лишь "осьмнадцатое" столетие отодвинуло древнерусские традиции на второй план. Это не означает, что они были вовсе забыты. Храмовое зодчество, музыка, иконопись продолжали развиваться, но уже лишь как часть художественной культуры. В литературном обиходе продолжали свою жизнь произведения древнерусской литературы ("Домострой", "Четьи Минеи", "Стоглав"). Художники создавали парсуны— портреты, выполненные иконописной техникой.  Во многих русских городах строились храмы в духе средневековых эстетических установок.

Однако не эти факты, характерные для первых десятилетий XVIII в., определяют культурное лицо эпохи. Начиная от рубежа веков, художественная жизнь России быстро обновляется; меняется отношение к искусству, его месту в жизни человека и всего общества. Приоритетными становятся светские жанры, сложившиеся в европейском искусстве предшествующих столетий.

В светских произведениях картина мира была совершенно иной, нежели в искусстве мистического реализма. Художники XVIII в.  разительно отличались от своих предшественников. Это были люди, определяющие свои взаимоотношения с окружающим миром  в соответствии с общеевропейскими идеалами. Многие из них начинают сознавать собственную неповторимость, индивидуальность. Неслучайно Г.Р. Державин провозгласил: 

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

 

1.2. Идеалы Просвещения.

 История искусства XVIII в. неотделима от Просвещения. Вся система просветительских взглядов — социальных, философских, эстетических, религиозных— оказала влияние на формирование русской художественной культуры.

Родиной идеалов Просвещения XVIII в. была Франция. Рождение просветительских идей в этой стране было вызвано нарастающими противоречиями между устаревшими монархическо-феодальными порядками и стремительным прорывом общественной мысли к пониманию внесословной ценности личности, к идеалам социального равенства, свободы, братства. Причины этого разлада образованные мыслители Франции видели в отсталости и необразованности народных масс. Поэтому просвещение народа стало главной задачей их деятельности. Они пытались воспитать у французов независимость суждений, внутреннюю свободу, чувство самоуважения. Эти высокие цели сформировали целую плеяду просветителей, творчество которых было целиком подчинено критике феодального общественного устройства, религиозного сознания, культуры, нравов, даже искусства. В их числе Ш.-Л. Монтескье, Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. При несхожести взглядов по многим вопросам, все они были едины в главном – отрицании устаревших ценностей общества и в призывах к переустройству и даже разрушению старого мира во имя созидания нового. Французское Просвещение породило великое искусство, мощь и яркость которого оказали влияние на становление многих европейских художественных школ.

 На идеалах Просвещения выросло несколько поколений русских художников. В своем творчестве они выражали взгляды в простой и доступной форме, ориентируясь на образованного читателя, зрителя, слушателя. Само слово "просвещение" вошло в лексику россиян прежде всего как символ нового мироощущения и общественных преобразований. Просвещение понималось как деятельность для "общественной пользы"; словосочетание "просвещенный век" употреблялось в связи с желанием отделить эпоху "разума" от предшествующих столетий "мрачного средневековья".

Просвещения не существует вне печатного слова. Литературный язык, умение письменно выражать свои мысли в изящном слоге считались критерием образованности и воспитанности. Сама русская речь стремительно менялась. В ней появились обороты и слова, позволяющие публицисту-писателю вести диалог с умным и начитанным собеседником. Родилось новое понятие "просвещенный читатель". Литературным словом пытались лечить пороки и искоренять социальную несправедливость.

Русское искусство эпохи Просвещения отразило всю сложность и неординарность духовного состояния общества. При этом в нем запечатлелись не столько социально-политические, сколько эстетические противоречия, выразившиеся в слиянии аристократической утонченности и простонародной грубоватости, традиционной  строгости и привнесенной светской фривольности, национального "своего" и европейского "чужого". Русские просветители исповедовали высокие нравственные ценности — гражданственность, чувство долга, гуманизм, уважение к личности. Они верили в  способность человеческого разума переделать мир по иной, более совершенной модели. Совершенные произведения национального искусства свидетельствуют, что в эпоху Просвещения Россия достаточно быстро освоила формы светской художественной культуры, не потеряв самобытности и чувствуя себя достаточно уверенно в общеевропейском просветительском движении. Родившаяся "русская европейскость" поражает уникальным синтезом привнесенных и национальных средств художественной выразительности на всем протяжении XVIII в. Избирательное отношение к чужому опыту сказалось уже на первом этапе развития искусства.

Культурные контакты с Европой в условиях огромных российских расстояний и плохих дорог осуществлялись в основном двумя способами. Прежде всего, участились поездки талантливой русской молодежи за границу с целью учебы. Вряд ли можно перечислить всех "пенсионеров", получивших образование в развитых европейских странах. Среди них А.Н. Радищев, И.А. Ерменёв, И.Н. Никитин, В.И. Баженов, М.С. Березовский, Е.И. Фомин. Многие "пенсионеры", например, М.В. Ломоносов и Д.С. Бортнянский, подолгу жили в Европе. По обычаю того времени, путешествующие россияне вели дневники, сохранившиеся до наших дней. Первое, что впечатляет в этих записях,— отсутствие удивления перед заграничными "чудесами" (характерное для древнерусских путешественников). Редко кто из авторов заметок обходил вниманием зарубежное искусство. Европейская архитектура, живопись, музыка постепенно входили в сознание образованных россиян. Например, в дневнике  П.А.Толстого, посланного в 1697 г. в Италию учиться мореходному делу, можно прочесть интересные замечания об итальянской опере — в России того времени этот вид искусства был неизвестен. Другой поклонник европейской культуры, Ф. Салтыков, много лет провел в Англии и там наметил широкий круг реформ, необходимых для европеизации русской жизни. Среди них реформы не только в экономике, но и в области образования, культуры, искусства.

Иной путь "диалога" русской и европейской культур был связан с деятельностью и творчеством иностранцев в самой России. Среди них выдающиеся архитекторы, художники, музыканты, актеры. Для многих иностранных мастеров русская земля стала второй родиной, где ими были созданы выдающиеся творения, ставшие национальным достоянием России.

Основой этого нового была глобальная идея российской государственности. Наиболее зримо она воплотилась в архитектуре новой столицы — Санкт-Петербурга.

Глава 1. Архитектура ХVIII века

Санкт-Петербург, основанный в 1703 г. и ставший столицей в 1712 г., строился на пустом месте и в рекордно короткие сроки. В чем была новизна его архитектурного облика?

 Вот как описывает впечатление от строящейся столицы камергер герцога Голштинского, приехавшего в Россию, чтобы посвататься к дочери Петра Анне: "С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что конца ее почти не видно... Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива... На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц. Миновав эту аллею, я проехал через подъемный мост, по левую сторону которого стоит новая Биржа, четырехугольный и также очень красивый дом... Я с удивлением смотрел на выстроенные вдоль канала великолепные дома, из которых один был красивее другого".

Итак, в "граде Петровом" воплотилась доминантная идея эпохи — идея государственного величия России, ее непобедимости. Был ли город образцом европейской архитектуры? Безусловно, в его облике сказались последние достижения европейского зодчества, традиции так называемой "регулярной архитектуры", основанной на рационализме и единстве всех компонентов застройки, их подчинении строгому плану. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы.

 Однако, по авторитетному мнению А.Н. Бенуа, на самом деле Петербург, несмотря на миссию, возложенную на него основателем, и на то направление, которое было дано им же его развитию, если и рос под руководством иностранных учителей, то все же не изменял своему русскому происхождению. Это "окно в Европу" находилось все в том же доме, в котором жило "все русское племя". Иначе говоря, в Санкт-Петербурге родился своеобразный сплав русских и европейских градостроительных традиций.

Задуманный не только как город-крепость, но и как город-порт, открытый для гостей со всего света, Санкт-Петербург нуждался в административных, военных, общественных зданиях. Строились верфь, арсенал, госпиталь, музей, коллегии, - здания, ранее не встречавшиеся на Руси.  В черте города было возведено много домов знатных вельмож, большая часть из которых до нас не дошла. Началась эпоха светского зодчества.

 Черты нового времени проявляются и в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И. П. Зарудный (вторая половина XVIII века - 1727) возводит церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А. Меншикова (так называемая Меншикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы.

 Ведущую роль в возведении европейской по замыслу столицы – Санкт-Петербурга- сыграли мастера-иностранцы.

Великолепным мастером был Д.Трезини (около 1670-1734). Он сооружает Петропавловский собор, ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий - главное административное здание страны. Самый знаменитый его «русский проект» - Петропавловский собор (1712-1733). Это здание состоит из необычайно высокой колокольни с позолоченным шпилем и церкви-базилики. Строгость и сдержанность внешнего вида собора делают его приметой новой, деловой и рационально эпохи.  В это же время был заложен Александро-Невский монастырь (лавра). Считается, что он заложен на том месте, где Александр Невский разбил вражеское войско (Шведская битва). Петр увидел в этом добрый знак и веле6л перенести в монастырь мощи Александра Невского.

Среди русских архитекторов начала века выделялись М.Г. Земцов (1686-1743), И.К. Коробов (1700-1747), П.М. Еропкин (1698-1740). Так, М.Г. Земцов руководил архитектурной школой, занимался обустройством Александро-Невской лавры, но самой знаменитой его работой является Аничков дворец на Фонтанке. Коробов принимал участие в реконструкции Адмиралтейства. Именно он создал проект башни с высоким золотым шпилем, который увенчан флюгером в виде корабля. Еропкин создал значительную часть планировки Адмиралтейского острова между Невой и Мойкой. Ему принадлежит идея знаменитого «трезубца» улиц, сходящихся в центре города к Адмиралтейству.

В 40-е годы XVIII века в архитектуре расцветает стиль барокко, что знаменует собой переход к новой странице русской истории – веку Елизаветы, дочери Петра. Барокко – это пышность, обилие украшений, богатство, выставленное напоказ, орнаментальность, большое разнообразие деталей, обильное включение в композицию скульптурных элементов. Все это создает ощущение полета фантазии и свободной игры воображения. Русское барокко ассоциируется в первую очередь с творчеством Растрелли, превратившего Санкт-Петербург в город дворцов. Растрелли строил дворцы, сообразуясь с идеологией новой русской империи, стремившейся к роскоши, парадности, блеску и одновременно к красоте и гармонии.   Его архитектурные творения относятся к стилю высокого барокко.

Творчество Растрелли покоряет рациональностью решения любой градостроительной задачи, что свидетельствует о незаурядных инженерных способностях мастера. Лучшим примером тому является Большой дворец в Петергофе (1745-1755), где в едином ансамбле сплелись петровское и елизаветинское время. Растрелли, не трогая старое здание, соорудил пристройки, возвел открытые галереи с террасами, ведущие к церкви и корпусу «под гербом». Декор здесь сдержан, в соответствии со вкусами петровской эпохи. Более раскованно мастер чувствовал себя при планировании парадной лестницы и танцевального зала. Они богато украшены золоченой резьбой, зеркалами, подсвечниками, расписными плафонами.

В зрелый период творчества Растрелли создал три великолепных дворца, которые являются символами русского барокко. Это Екатерининский дворец в Царском Селе (1754-1757), Зимний дворец(1754-1762) и Смольный монастырь (1748-1764).

Екатерининский дворец в Царском Селе производит впечатление роскошной праздничной фантазии, чему немало способствует излюбленное мастером сочетание цветов: интенсивно-голубого, белого и золотого. Декоративная лепка и огромное количество позолоченной скульптуры дополняют пышное величие дворца. Для архитектуры Растрелли характерно сочетание пышной декоративности с четкими прямолинейными планами. Так,  Екатерининский дворец отличает бесконечная анфилада залов, где друг за другом выстроились богато декорированные двери с пышными наличниками. Анфилада заканчивается перед церковью, где на уровне второго этажа расположен Висячий сад. Парадная лестница ведет в огромный Тронный зал. Зимний дворец представляет собой большое квадратное в плане здание с внутренним парадным двором. Фасады обращены к Неве и Дворцовой площади.

Одним из совершенных творений мастера является Смольный монастырь. Здесь Растрелли отдал дань традиционному для русских соборов пятиглавию, но разместил он четыре главки-башенки совсем близко к пятому, главному, куполу. Оригинальность решения подчеркивалась обилием белых и позолоченных украшений на лазурном фоне. Парадный въезд был украшен башней-колокольней, взлетавшей пирамидой в небо. Композиция отличается ясностью и стройностью, которые органично сочетаются с богатой декоративной отделкой. Но заканчивалось строительство уже при Екатерине II,  она приказала обойтись без дорогостоящих отделочных работ. Новой императрице по душе пришлись стройные формы классицизма. Растрелли остался без заказов и подал в отставку. 

Вторая половина XVIII века в русском искусстве связана с распространением классицизма. В классицизме превыше всего ценилась разумная способность художника подчинять личные чувства служению высокой государственной цели. Классицисты считали, что не чувство, а мысль обеспечивает рождение совершенных по форме и содержанию образов.  В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение композиционной строгости,  гармоничности пропорций, симметрия формы. Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764-1788 гг.), которое возводят А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот. В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Расцвет классицизма в архитектуре связан с именами А.Ринальди(1710-1794),  Дж. Кваренги (1744-1817), Ч. Камерона (1740-1812).

Антонио Ринальди стал архитектором «малого двора» в 1754 году, то есть вошел в ближайшее окружение Петра III. Манера мастера отличалась рационализмом и в некоторой степени консерватизмом. Он построил дворец Петра III в Ораниенбауме, оперный дом, Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, дворец в Гатчине. Совершенным творением Ринальди считается Мраморный дворец, строительство которого финансировала Екатерина II;  предназначался он для графа Григория Орлова. Образ дворца лаконичен и строг. Ринальди удалось выявить природную красоту мрамора и заставить его играть под воздействием света. Это «мраморное чудо» органично завершало ансамбль набережной Невы, что начиналась от Зимнего дворца.

Дж. Кваренги приехал в Петербург по приглашению Екатерины II. Большинство проектов талантливый мастер воплотил в Петербурге и его окрестностях, хотя работал и в Москве, и в провинции. Он построил здание Академии наук на набережной Невы, Эрмитажный театр, Государственный банк, торговые ряды; одно из лучших созданий Кваренги - Смольный институт. Это здание находится рядом с барочной постройкой Растрелли. Проект Кваренги отличается лаконичностью планировки. Центральный фасад здания монументален, его центральная часть подчеркнута красивым портиком из восьми колонн. Для внутреннего интерьера характерно сочетание торжественности и рациональности.

Шотландец Камерон работает в пригородах Петербурга. Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце. Мастер прославился как великолепный интерпретатор античности в дворцово-парковых ансамблях камерного типа. Шедевром Камерона является дворец в Павловске (1782-1786), построенный для наследника престола Павла I. Сооружение прекрасно вписано в окружающий ландшафт и гармонирует с естественным природным великолепием.

Новые тенденции получили  развитие и в творчестве русских зодчих: В. И. Баженова (1737-1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве); М. Ф. Казакова (1738 - 1812; здание Сената в Кремле, Голицынская больница и другие): И. Е. Старова (1745 - 1808; Таврический дворец в Петербурге).

С 1770 годов в Петербургском строительстве отчетливо прослеживается развитие классицизма на основе античных римских принципов эпохи Возрождения. Так, например, архитектор И.Е. Старов (1745-1808 гг.) возводит Таврический дворец (1883-1789 гг.) с пейзажным садом; Троицкий собор (1778-1790 гг.) в Александро-Невской Лавре. Постройка собора имела важное идейно-патриотическое значение, так как под сводами храма находится гробница Александра Невского. Кроме того, Старов занимался проектированием зданий для южных губерний, разработал планы новых городов Николаева и Екатеринославля. В Екатеринославле зодчий выстроил дворец наместника края–Г.А.Потемкина.
Архитектор Ф.И. Волков (1755-1803 гг.). К 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы, ансамбль Главного Почтамта (1782-1789 гг.).

В.И. Баженов – величайший мастер русского классицизма. Зодчество стало делом всей его жизни, его призванием и страстью. Он одним из первых получил образование в Петербургской академии художеств, чем очень гордился, затем продолжил образование в Италии, где он приобрел известность и стал профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. Но возвращение на родину не принесло желанной удачи. Дерзновенные замыслы Баженова не нравились начальству, кроме того, он не скрывал своих республиканских убеждений, входил в масонскую ложу.

Самое удивительное детище Баженова – проект Кремлевского дворца в Москве, задуманный как вариант античного народного форума. В дворцовый комплекс, кроме императорской резиденции, должны были войти здания коллегий, арсенал, театр, площадь с трибунами для народных собраний, обрамляющие ансамбль Ивановской площади с ее колокольней Ивана Великого. Проект был утвержден Екатериной II, однако строительство вскоре было заморожено.

Размах замыслов Баженова не соответствовал предоставленным возможностям, деятельность зодчего не ограничивалась только творчеством. Он пытался провести реформы в Академии художеств, организовать художественную школу и картинную галерею в Москве, наладить издание журнала «Российская архитектура». Но большинству замыслов не суждено было сбыться, так как художник часто зависит от милости властей и от кошелька «сильных мира сего».

Крупнейшим зодчим эпохи Просвещения был М.Ф. Казаков(1738-1812). Он целиком посвятил свою деятельность украшению московских улиц. Существует даже понятие «казаковская Москва». В работах Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений и возвышенность архитектурных образов.

Казакову принадлежит одно из лучших зданий Московского Кремля – Сенат (1776-1778). В плане Сенат представляет собой правильный треугольник. Парадный двор находится внутри и замкнут корпусами здания. В вершине треугольника расположен круглый парадный зал, под ним вестибюль, с которым ротонда связана лестницами. Здание очень удобно для выполнения государственных функций.

Московский университет архитектор возводил с 1786 по 1793 годы. В его проекте учитывалось функциональное предназначение здания. Большой парадный университетский двор с трех сторон окружен учебными корпусами. В центре самого здания находится актовый зал, к нему примыкают два больших зала с хорами, далее – череда учебных классов, соединенных коридорами. В середине 80-х годов Казаков создал зал Благородного собрания, где воплотил характерные черты русского парадного зала: прямоугольный в плане корпус окружен колоннами коринфского ордера, перекрытие центральной части приподнято.

Расцвет творчества Казакова пришелся на 1780-90 годы, когда им построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Кроме того, Казаков создал серию архитектурных альбомов, по которым можно проследить эволюцию типов московского жилого дома и усадьбы.

Наряду с профессиональными архитекторами работали талантливые крепостные зодчие. Так, усадьба "Останкино" построена при участии крепостного мастера П. И. Аргунова.

Архитектура русской провинции конца XVIII века  характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов. Расширилось усадебное строительство, особенно на юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система размещения различных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. В провинциальных усадьбах знатных владельцев, господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа.

 

Таким образом, наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества эпохи Просвещения, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки - Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем  оно стало осознанным.
Архитектура преобразовывалась во времени,  тем не менее, некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века.

 

Глава 2. Литература ХVIII века

 

Из общего потока культуры в ХVIII веке выделяется изящная словесность, то есть искусство слова, художественная литература, которой принадлежит особая роль в формировании культуры нового типа: можно пригласить итальянских архитекторов для строительства зданий, немецких ученых для работы в Академии наук, французских гувернеров для воспитания детей, но  не пригласишь иностранных писателей для создания русской литературы.

В ХVIII веке наступает эра авторской литературы, когда начинает цениться не правдивость описания, не следование канонам, не похожесть на образцы, а оригинальность, неповторимость писателя, смелость авторской мысли. Автор – уже не переписчик, не составитель, не летописец, а творец, создатель собственного художественного мира. В XVIII веке творят выдающиеся мастера слова: А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин.  Хотя поначалу писатели тоже следовали европейским образцам и традициям, русская литература ХVIII века не просто ускоренно повторяла путь европейских литератур, она проверяла идеи, рожденные в Европе и в самой России и  выражала ментальность нового сословия – Российского дворянства.

Одним из первых приобретений  у Европы стал классицизм. Это была стройная, очень понятная и несложная система художественных принципов, которая идеально вписалась в русскую действительность ХVIII века. Обычно это литературное направление возникает там, где расцветает и укрепляется абсолютизм – неограниченная власть монарха. Высшей ценностью становится благо государства, а идеалом – гражданин, готовый пожертвовать личным благом ради государственной пользы. В России теория классицизма тесно переплеталась с  идеей государственности, которая принадлежала Петру 1. Суть идеи проста: государство превыше всего, подчини свою жизнь долгу, служению государству – и оно вознаградит тебя по заслугам, если ты предан интересам державы.

 Самый яркий тому пример – судьба Михаила Ломоносова (1711-1765), прошедшего путь из архангельской глубинки к вершинам заслуженной славы. Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих областях знаний достиг выдающихся результатов:  физике, химии, астрономии, философии.  Ломоносов - автор "Российской грамматики".

Оказав большое влияние на развитие русской культуры, этот выдающийся деятель вошел в историю как родоначальник новой литературы (Белинский: "отец русской литературы"). Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественнонаучного содержания, трагедии, поэмы. В его стихах перед нами предстает мощное, крепкое государство, во главе которого – идеальный царь Петр1, подчинивший свою жизнь служению государству, заботящийся о его силе и процветании. Ломоносов считает, что сам Бог

 Послал в Россию человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятствия вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

Основной  жанр поэзии Ломоносова - оды, которым он придал черты национального своеобразия: воспевал победы русского оружия ("Ода на взятие Хотина"), труды Петра I (поэма "Петр Великий").  Этапная его ода - "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года", где Ломоносов славит мир ("возлюбленную тишину"), воспевает родину, науку. Идеал Ломоносова – образованный человек, готовый пожертвовать личными радостями во благо государства; его личное счастье неотделимо от славы родины.

 М. В. Ломоносов явился и теоретиком литературы. Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения ("Письмо о правилах российского стихотворства").  Вместе с В. К. Тредиаковским (1703-1769) Ломоносов разработал основы силлабо-тонической системы стихосложения. Силлабо-тоническая система (от греч. syllabi - слог, tonos - ударение) основана на четком чередовании ударных и безударных слогов. Размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Терминология взята из античного стихосложения.

 Ломоносов также разработал теорию о трех "штилях" - высоком, среднем и низком ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке"), что повлияло на развитие классицизма в русской литературе.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству; они внесли в классицизм традиции древнерусской словесности – патриотизм и поучительность. Именно назидательный настрой делал произведения русских классицистов не отвлеченным искусством, а открытым вмешательством в современную жизнь. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии и басни.

Значительным явлением в русской литературе явился А. П. Сумароков (1717-1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: "Хорев". "Дмитрий Самозванец" и другие, утвердившие за Сумароковым славу "северного Расина". Сюжеты для трагедий Сумароков черпал в отечественной истории.

Но если трагедии Сумарокова вполне укладываются в правила классицизма, то в любовной лирике, где чувства побеждают разум, он был истинным новатором. Сумароков опирался на традиции народной женской песни, и именно женщина – героиня его лирических стихов. Таким образом, наряду с европейскими традициями русская литература продолжала развивать и свои собственные.