Пояснительная записка
Учебный предмет «Мировая художественная культура» входит в федеральный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных школ. Он является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования в школе. Предмет преподается в 10-11классах. Количество часов соответствует программным требованиям: 35 часов в год, т.е. 1 час в неделю.
Настоящая рабочая программа составлена согласно требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня (2004) на основе программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. Настоящая рабочая программа модернизирована с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
В основу рабочей программы «Мировая художественная культура» положено представление о культуре как об огромном всеобъемлющем комплексе, разные компоненты которого сложным образом взаимосвязаны. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
Актуальность, новизна и значимость настоящей рабочей программы нашли отражение в доминирующей идее: содержание предмета «Мировая художественная культура» направлено на создание базы для успешного освоения многообразных достижений отечественной и мировой художественной культуры, для сознательного вхождения в мир культуры, успешной социокультурной адаптации и интеграции в полиэтническом обществе. В содержании программы значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников. Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Цель настоящей рабочей программы – приобщение обучающихся к богатствам отечественной культуры; формирование у учащихся целостного представления о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; углубление, расширение и систематизация знаний о культуре и искусстве, полученных на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории; формирование ключевых компетенций по предмету; формирование гуманистической системы ценностей, основанной на традициях русской и мировой литературы; воспитание эстетического вкуса.
Задачи:
- повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
- воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
- раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
- развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
- развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Построение программы «Мировая художественная культура. 10-11 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы: принцип историзма; принцип интеграции различных видов искусства; принцип опоры на творческий метод (стиль); принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
-формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
-формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
-формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
На уроках МХК запланировано использование учебника Л.А. Рапацкой «Русская художественная культура. 11 класс», который является информационной основой. Темы, разделы и упражнения учебника учитель использует согласно логике построения рабочей программы с учетом уровня подготовки учащихся.
Учебно-тематический план
№ темы |
Тема |
Кол-во часов |
Формы контроля |
Тема 1. |
От язычества к православной художественной культуры: приоритет духовных ценностей. |
5 |
|
Тема 2. |
Художественное наследие древнерусских княжеств. |
5 |
|
Тема 3. |
Художественная культура Московской Руси.
|
4 |
|
Тема 4. |
Художественная культура «бунташного века».
|
2 |
|
Тема 5. |
Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
|
13 |
|
Тема 6. |
Нравственно-эстетические уроки русской культуры.
|
2 |
|
|
Контрольное тестирование |
2 |
|
|
резерв |
2 |
|
|
итого |
35 |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать / понимать:
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
- основные эпохи в художественном развитии человечества;
-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;
- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
- основные художественные музеи России и мира.
Уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии);
- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.
Содержание программы:
Тема 1. От язычества к православной художественной культуры: приоритет духовных ценностей.
Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольклор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве.
Обращенность художественной культуры к «вечным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств.
«Мистический реализм» как общая стилевая основа древнерусского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер художественной культуры.
Тема 2. Художественное наследие древнерусских княжеств.
Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Монументальный историзм» (Д.С. Лихачев) искусства Древнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличивание духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменное пение — хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста.
Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрасного и духовного. Продолжение традиций в художественной культуре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона.
Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.
Тема 3. Художественная культура Московской Руси.
Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий Радонежский. Литература Московской Руси. Епифаний Премудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин.
Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Феофана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мастер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного).
Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр покаянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи.
Тема 4. Художественная культура «бунташного века».
Искусство «переходного периода» — «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий).
Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового партесного многоголосия. Партесный хоровой концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова).
Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусства на светское и церковное. Общность нравственных ориентиров русского искусства.
Тема 5. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов
Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости».
Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учителя). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки.
Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Ду-бянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Развитие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин — родоначальники русской оперы. Духовная музыка. Творчество С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Классицистический хоровой концерт.
Становление инструментальной музыки в России. «Русский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.
Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искусстве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сатирические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).
Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.
Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретнаяживопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Творчество А.П. Лосенко. Скульптура — новый вид искусства в России. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э.-М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.
Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российских и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих: М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов. Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Тема 6. Нравственно-эстетические уроки русской культуры.
Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.
Литература:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
2. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
4. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
5. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.
6. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
7. РапацкаяЛ.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
9. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
10. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
11. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
12. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
13. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
14. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
15. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
16. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Вид урока |
Содержание учебного материала |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Контроль знаний |
Д/з |
Дата |
||
План |
Факт |
||||||||
1. |
Образная природа искусства. Художественный образ. |
1 |
Лекция |
Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений. |
Знать определение художественного образа. Понимать образную природу искусства. Иметь представление о формировании дохристианских нравственных установок и эстетических представлений. |
Тема 1 |
08.09 |
||
2. |
Народное творчество – неиссякаемый источник красоты. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольклор, красота народных песен. Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Героический эпос. Былины. |
Знать содержание древнейших памятников художественной культуры языческой Руси. Иметь представление о героическом эпосе. Отличать былины киевского и новгородского циклов.. |
Устный монологический ответ |
Тема 1 |
15.09 |
|
3.
|
«Свет Евангелия»: рождение храмового синтеза искусств. |
1 |
Лекция |
Духовный смысл бытия в древнерусском искусстве, обращенность к «вечным ценностям». Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер художественной культуры. |
Понимать, как в древнерусском искусстве воплощаются идеалы добра и красоты, жизни и смерти; уметь толковать важнейшие художественные образы. |
Тема 2 |
22.09 |
||
4. |
Православный храм и синтез храмовых искусств. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
«Мистический реализм» как общая стилевая основа древнерусского искусства. |
Знать устройство православного храма, понимать, в чем заключается синтез храмовых искусств. |
Тема 2 |
29.09 |
||
5. |
Древнерусская икона |
1 |
Урок-исследование |
Древнерусская икона: умозрение в формах, красках, звуках. |
Уметь рассказывать о древнерусской иконе, знать, чем она отличается от икон позднейшего времени. |
Творческая работа |
Тема 3 |
06.10 |
|
6. |
Художественная культура древнего Киева. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
«Монументальный историзм» искусства Древнего Киева. Памятники киевской литературы. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличивание духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. |
Толковать понятие «Монументальный историзм», уметь анализировать содержание произведений древнерусской литературы с точки зрения идейно-художественного содержания. |
Устный монологический ответ |
Тема4 |
13.10 |
|
7. |
Киевская София |
Урок-практикум |
София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменное пение — хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста. |
Уметь рассказывать о Киевской Софии – древнерусском 12-купольном соборе, толковать его важнейшие символы. Знать особенности хорового пения и богослужебного текста. |
Творческая работа |
Тема4 |
20.10 |
||
8. |
Господин Великий Новгород. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона. |
Иметь представление о художественном облике древнего Новгорода, особенностях его архитектуры, понимать, в чем отличие новгородского искусства от киевского. |
Сравнительная характеристика искусства Киева и Новгорода |
Тема5 |
10.11 |
|
9. |
«Золотое кольцо России» |
1 |
Урок-семинар |
Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова. |
Иметь представление о художественной культуре Владимиро-Суздальского княжества, памятниках архитектуры Владимира, Пскова. Уметь о них рассказывать. |
Устное сообщение, выступление на уроке-семинаре |
Тема6 |
17.11 |
|
10 |
Храм Покрова Богородицы на Нерли. |
1 |
Урок-практикум |
Храм Покрова Богородицы на Нерли: история, архитектурные особенности, символика, художественная ценность. |
Уметь рассказывать о храме Покрова Богородицы на Нерли: знать его историю, понимать архитектурные особенности, толковать символику. |
Творческая работа |
Тема6 |
24.11 |
|
11 |
Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. |
1 |
Урок-семинар |
Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Св. Сергий Радонежский. |
Знать историю Троице-Сергиевой обители, понимать ее роль в развитии духовных основ культуры Московского государства. Знать житие Сергия Радонежского. |
Устное сообщение, выступление на уроке-семинаре |
Тема7 |
01.12 |
|
12 |
Иконописные шедевры. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
Экспрессивная манера письма Феофана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мастер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. |
Знать творчество Андрея Рублева, уметь толковать его «Троицу». Иметь представление о творчестве Дионисия, Феофана Грека. |
Творческая работа |
Тема9 |
08.12 |
|
13 |
Архитектура Московского государства. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного). |
Знать особенности архитектуры Московского Кремля. Иметь представление о шатровом зодчестве. |
Устный монологический ответ |
15.12 |
||
14 |
Литература Московской Руси. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
Епифаний Премудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин. Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр покаянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи. |
Знать особенности развития литературы Московской Руси, понимать, в чем выражается усиление личностного начала в искусстве XVI века. |
Устный монологический ответ |
Тема8 |
22.12 |
|
15 |
Искусство «переходного периода» — «бунташного века»: |
1 |
Лекция |
Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий). Партесный хоровой концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова). Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. |
Знать, что такое обмирщение литературы XVII в., понимать, чем обусловлен данный процесс. Иметь представление о новых иконописных традициях. |
Конспект лекции |
Тема12 |
29.12 |
|
16 |
Церковная реформа и ее культурные последствия. |
1 |
Лекция |
Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусства на светское и церковное. Общность нравственных ориентиров русского искусства. |
Знать, в чем особенности церковной реформы в России, каковы ее последствия для развития культуры и искусства. Разделение искусства на церковное и светское. |
Конспект лекции |
Тема14 |
||
17 |
Контрольное тестирование по темам 1-4. |
1 |
Урок контроля знаний |
тест |
|||||
18 |
Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. |
1 |
Лекция с элементами дискуссии |
Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости». |
Понимать, по каким законам развивались русское искусство и культура в 18 веке. Знать основные идеи и принципы развития искусства. |
Конспект лекции |
Тема15 |
||
19 |
Классицизм в литературе 18 века. |
1 |
Урок-семинар |
Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учителя). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное. |
Понимать особенности классицизма как основного художественного метода в развитии искусства 18 века. Знать содержание произведений Ломоносова, Державина, Сумарокова, Фонвизина. |
Устное сообщение, выступление на уроке-семинаре |
Тема 16 |
||
20 |
Значение классицизма для развития музыки. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Ду-бянский, И.А. Козловский). |
Понимать значение классицизма для развития музыки, уметь подбирать дополнительный материал по теме урока |
Устное сообщение |
Тема17 |
||
21 |
Становление инструментальной музыки в России. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
«Русский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского. Крестьянские образы в русском искусстве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). |
Понимать процесс становления инструментальной музыки в России, толковать крестьянские образы в русском искусстве. |
Устное сообщение |
Тема17 |
||
22 |
Антикрепостничес кие мотивы русской литературы 18 века. |
1 |
Урок-семинар |
Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). |
Понимать, в чем выражены антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). |
Устное сообщение, выступление на уроке-семинаре |
Тема18 |
||
23 |
Русский театр 18 века. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге. |
Знать историю развития русского театрального искусства, уметь подбирать материал по теме урока, оформлять его в виде презентации. |
Устное сообщение |
Сообщения по теме урока |
||
24 |
Изобразительное искусство эпохи Просвещения. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. |
Иметь представление о развитии изобразительного искусства эпохи Просвещения, понимать, как раскрывается идея самоценности человеческой личности в эпоху Просвещения. |
Устное сообщение |
Тема 19 |
||
25 |
Портретная живопись |
1 |
Урок-семинар |
И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский – художники-портретисты. |
Знать имена художников-портретистов 18 века, особенности портретной живописи. |
Устное сообщение, выступление на уроке-семинаре |
Тема 19 |
||
26 |
Историческая живопись. |
1 |
Урок комплексного применения знаний. |
Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Творчество А.П. Лосенко. |
Иметь представление об исторической живописи и творчестве А.П. Лосенко. |
Устный монологический ответ |
Тема 20 |
||
27 |
Скульптура — новый вид искусства в России. |
1 |
Урок-практикум |
Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э.-М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского. |
Иметь представление о русской скульптуре как новом виде искусства в России. Уметь рассказывать о важнейших памятниках. |
Письменный ответ (описание скульптуры) |
Тема 21 |
||
28 |
Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. |
1 |
Урок-исследование |
Смесь архитектурных форм — российских и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Барокко в зодчестве. |
Понимать, в чем закл |