Пояснительная записка
Учебный предмет «Мировая художественная культура» входит в федеральный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных школ. Он является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования в школе. Предмет преподается в 10-11классах. Количество часов соответствует программным требованиям: 35 часов в год, т.е. 1 час в неделю.
Настоящая рабочая программа составлена согласно требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня (2004) на основе программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г.» Настоящая рабочая программа модернизирована с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов. Автор отобрал из мировой художественной культуры то, что наиболее тесно соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, что является актуальным художественным наследием современности.
В основу рабочей программы «Мировая художественная культура» положено представление о культуре как об огромном всеобъемлющем комплексе, разные компоненты которого сложным образом взаимосвязаны. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
Актуальность, новизна и значимость настоящей рабочей программы нашли отражение в доминирующей идее: содержание предмета «Мировая художественная культура» направлено на создание базы для успешного освоения многообразных достижений отечественной и мировой художественной культуры, для сознательного вхождения в мир культуры, успешной социокультурной адаптации и интеграции в полиэтническом обществе. В содержании программы значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников. Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Цель настоящей рабочей программы – приобщение обучающихся к богатствам отечественной культуры; формирование у учащихся целостного представления о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; углубление, расширение и систематизация знаний о культуре и искусстве, полученных на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории; формирование ключевых компетенций по предмету; формирование гуманистической системы ценностей, основанной на традициях русской и мировой литературы; воспитание эстетического вкуса.
Задачи:
- повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
- воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
- раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
- развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
- развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Построение программы «Мировая художественная культура. 11 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы: принцип историзма; принцип интеграции различных видов искусства; принцип опоры на творческий метод (стиль); принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
-формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
-формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
-формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
На уроках МХК запланировано использование учебника Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 11 класс», который является информационной основой. Темы, разделы и упражнения учебника учитель использует согласно логике построения рабочей программы с учетом уровня подготовки учащихся.
Учебно-тематический план
|
Наименование темы |
Кол-во часов |
Формы контроля |
1 |
Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре Х1Х- начала ХХ веков. |
12 |
Контрольное тестирование |
2 |
Раздел 2. Художественная культура России рубежа Х1Х-ХХ веков. |
12 |
Контрольное тестирование |
3 |
Раздел 3. Европа и Америка: художественная культура ХХ века. |
4 |
Творческая работа |
4 |
Раздел 4. Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. |
6 |
Реферат |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека. Романтизм в художественной культуре Германии и Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Поэзия и музыка. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Сообщение о творчестве Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара. Импрессионизм в музыкальном искусстве.
Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха. Сообщение о творчестве Э. Мунка, Г. Тракля, А. Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. Сообщение о творчестве П. Верлена, С. Малларме. Сообщение о творчестве Э.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К. Брюллова, А. Воронихина, П. Федотова, Д. Захарова, И. Мартоса, П. Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского, М. Мусорского, Бородина, Н. Римского-Корсакова.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. Сообщение о творчестве В. Перова, И. Крамсакого, В. Сурикова, Шишкина, Васнецова
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма. Сообщение о творчестве М. Врубеля, А. Скрябина, В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта.
Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И. Северянина, А. Маяковского, A. Ахматовой.
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В. Серова, Ф. Стравинского. Художественное обьединение «Мир искусства».
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф. Кафки. Экзсистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман». Постмодернизм.
Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. «Великий немой». Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа.
Тема14. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т. Драйзера, Д. Стайнбека, Э. Хэмингуэя. Американская музыка.
Искусство Латинской Америки. Творчество Р. Кента и А. Сикейроса.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, И. И. Машкова, М. В. Нестерова.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А. А.Пластова, П. Д. Корина, И. Грабаря, Н. Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В. Попкова. Д. Жилинского, П. Оссовского.
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячилетия. Музыкальное искусство и театр.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать / понимать:
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
- основные эпохи в художественном развитии человечества;
-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;
- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
- основные художественные музеи России и мира.
Уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии);
- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.
Литература:
1. РапацкаяЛ.А.Мировая художественная культура; 11 класс: в 2 ч.: Ч.2: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.
2. РапацкаяЛ.А.Русская художественная культура; 11 класс: в 2 ч.: Ч.2: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.
3. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
5. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
6. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2008.
7. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
9. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
10. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
11. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
12. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
13. Ильин И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М., 1998.
14. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
15. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
16. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Ча- сов |
Вид урока |
Содержание учебного материала |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Контроль знаний |
Д/з |
Дата |
|
План |
Факт |
||||||||
Основные течения в европейской художественной культуре Х1Х- начала ХХ веков. 12 часов. |
|||||||||
1. |
Романтизм в художественной культуре Х1Х века: открытие «внутреннего человека» |
1 |
Лекция |
Романтизм как идейное и художественное направление в европейской культуре Х1Х века. Истоки романтизма. Романтическое двоемирие. Теория синтеза искусств. |
Знать общую характеристику романтизма, уметь выявлять признаки произведений романтизма, знать терминологию; понимать теорию синтеза искусств. |
Конспект лекции |
Стр.10-13 |
06.09 |
|
2. |
Романтизм в художественной культуре Германии и Франции 19 века. |
1 |
Комбинированный урок |
Отличие немецкого и французского романтизма. Творчество Э.Гофмана, В.Гюго. |
Знать разницу между немецким и французским романтизмом, понимать, как развивались в русском искусстве традиции европейского романтизма |
таблица |
Стр.13-28, закончить таблицу |
13.09 |
|
3.
|
Образный мир испанского художника Ф. Гойи. |
1 |
Урок-исследование |
Мироощущение Гойи, его образный мир. Основные этапы творчества. Главные работы художника. |
Знать этапы творческого пути художника, понимать особенности его мироощущения, знать основные работы художника, уметь характеризовать данные полотна. |
Сообщение по теме урока |
Стр.28-34 |
20.09 |
|
4. |
Романтическая поэзия и музыка |
1 |
Комбинированный урок |
Отражение внутреннего мира человека в музыке 19 века. Взаимосвязь музыки и поэзии. Творчество Шопена, Листа. Поэты-романтики. Байрон. |
Понимать, как в музыке отражается внутренний мир человека. Видеть взаимосвязь музыки и поэзии. Знать имена поэтов-романтиков. Уметь анализировать романтические стихотворения. |
Анализ лирического стихотворения |
Стр.38-57 |
27.09 |
|
5. |
Великие композиторы 19 века. |
1 |
Комбинированный урок |
Развитие оперного искусства. Великие композиторы Шуберт, Шуман, Вагнер, Верди. |
Иметь представление о развитии оперного искусства. Понимать, какой вклад в развитие музыки внесли великие композиторы 19 века Восточной Европы. |
Анализ фрагмента музыкального произведения |
Сообщение по теме урока |
04.10 |
|
6. |
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Импрессионизм как новое художественное течение эпохи. Истоки импрессионизма. Французские художники-импрессионисты. |
Понимать особенности художественного течения эпохи, его эстетику и средства выразительности. Знать имена крупнейших представителей художественного течения, понимать особенности их творчества, толковать идейно-образное содержание их произведений; определять средства художественной выразительности и образную систему произведений. Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей. Формулировать собственное оценочное суждение. |
Письменный отзыв об одной из картин |
Стр.74, вопр. 1-6 |
12.10 |
|
7. |
Импрессионизм в музыкальном искусстве. |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Симфонический дар Дебюсси. Творчество Мориса Равеля. |
Устный анализ М. Равеля «Реквием» |
Стр.74, вопр. 7-9 |
19.10 |
||
8. |
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Экспрессионизм – искусство пессимистов. Истоки экспрессионизма. Творчество Мунка. Додекафония. |
Интерпретация картины Мунка «Крик» |
Стр. 89, задание6 |
26.10 |
||
9. |
Эстетика символизма. |
1 |
Комбинированный урок |
Символ. Эстетика символизма. Ш. Бодлер «Цветы зла». Творчество Артура Рембо. Малларме – король символизма. Морис Метерлинк- основоположник символистской драмы. |
Анализ поэтического текста |
Стр.101-109 |
09.11 |
|
|
10 |
Эстетика постимпрессиониз ма. |
1 |
Комбинированный урок |
Модернизм. Поль Сезанн. Ван Гог. Поль Гоген. Амадео Модильяни. |
Письменный отзыв о творчестве одного из художников |
Стр.109-117 |
16.11 |
||
11 |
Новые направления в живописи и скульптуре. |
1 |
Комбинированный урок |
Абстрактная живопись. Кубизм. ТворчествоПабло Пикассо. Сюрреализм. Сальвадор Дали. |
Интерпретация одной из картин Сальвадора Дали (устно) |
Стр.118-126 |
23.11 |
||
12 |
Контрольное тестирование по теме «Основные течения в европейской художественной культуре Х1Х- начала ХХ веков» |
1 |
Контроль знаний |
- |
30.11 |
||||
Художественная культура России рубежа Х1Х-ХХ веков. 12 часов. |
|||||||||
13 |
Фундамент национальной классики: от романтизма к реализму. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
Романтическая поэзия и музыка. Русский романс Наследие М. Глинки. А.С. Даргомыжский. Искание правды: «гоголевское» направление в русском искусстве. |
Понимать роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности, знать выдающиеся шедевры русской классики |
Контрольные вопросы |
Стр.132-140, анализ одного из стихотворений Жуковского |
07.12 |
|
14 |
Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века. |
1 |
Комбинированный урок |
Развитие архитектуры. Великие художники 19 века: Тропинин, Венецианов, Карл Брюллов. Творческие индивидуальности А. Иванова и П. Федотова. |
Иметь представление о шедеврах русской культуры первой половины 19 века; понимать роль и место классического наследия в культуре современности; знать основные выразительные средства языка разных видов искусства; знать искусствоведческие термины. Уметь рассказывать о шедеврах русской классики, формулировать собственное оценочное суждение |
Сочинение по картине К.Брюллова «Последний день Помпеи» |
Стр.153, задание 8, 11 |
14.12 |
|
15 |
Русская художественная культура пореформенной эпохи. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
Вера в высокую миссию русского народа. Развитие реализма в литературе. Русская опера. Композиторы «могучей кучки» Бородин, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков. |
Сообщение по теме урока |
Стр.192, задание 18 |
21.12 |
||
16 |
Развитие отечественной живописи в пореформенный период. |
1 |
Урок-заочная экскурсия в Третьяковскую галерею |
«Передвижники»: Крамской, Маковский, Саврасов, Шишкин, Поленов и др. |
Мультимедийная презентация по творчеству одного из художников |
Письменный отзыв об одной из картин передвижников |
28.12 |
||
17 |
Культура «серебряного века» |
1 |
Урок систематизации и обобщения |
Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. Поэты-символисты. Режиссер Всеволод Мейерхольд. Музыкальное наследие Скрябина. |
Знать истоки символизма, имена крупнейших представителей символизма; понимать роль знака, символа, мифа в художественной культуре символизма; уметь интерпретировать произведения символистов, пользоваться искуствоведческими терминами. |
Анализ поэтического текста |
Стр.208, задание 1-4 |
11.01 |
|
18 |
Символизм в русской живописи |
1 |
Урок-исследование |
Михаил Врубель. Борисов-Мусатов. |
Письменый отзыв о картине Врубеля(по выбору) |
Стр.208, задание 5-6 |
18.01 |
||
19 |
Ранний русский авангард |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
Эстетика эксперимента. Союз живописцев «Бубновый валет». Работы Кандинского. Русский футуризм. |
Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; интерпретировать произведения, определять выразительные средства; давать оценку. |
тест |
Стр.220, задание 3-12 (на выбор) |
25.01 |
|
20 |
В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. |
1 |
Комбинированный урок |
Неоклассицизм и поздний романтизм в поэзии. Акмеисты. Неоклассицизм в архитектуре. |
Анализ поэтического текста |
Стр.246, задание 1-5 |
01.02 |
||
21 |
Художественное объединение «Мир искусства» |
1 |
Урок-семинар |
Творческие искания «мирискусников». Валентин Серов. Врубель. |
Понимать роль и место «мирискусников» в развитии культуры; знать основные выразительные средства языка разных художников; знать искусствоведческие термины. Уметь рассказывать о полотнах, формулировать собственное оценочное суждение. |
Творческая работа |
Сообщение об одном из художников объединения «Мир искусства» |
08.02 |
|
22 |
«Русские театральные сезоны» в Париже |
1 |
Комбинированный урок |
«Синтетический балет»: «Петрушка», «Весна священная». Бенуа, Дягилев, Стравинский, Бакст. Федор Шаляпин. |
Знать историю руских театральных сезонов в Париже, имена выдающихся деятелей искусства. Уметь рассказывать о худож явлении, используя специальную лексику, термины. |
Устный рассказ на основе изученного материала |
Стр.246, задание 8-9 |
15.02 |
|
23 |
Тема Родины в творчестве последних русских романтиков. |
1 |
Урок-исследование |
Творчество Левитана, Коровина, Михаила Нестерова. Сергей Рахманинов. |
Знать особенности творчества Левитана, Коровина, Михаила Нестерова, Сергея Рахманинова; понимать роль и место их классического наследия в художественной культуре современности; определять выразительные средства произведений. |
Сочинение по одной из картин (на выбор) |
Закончить сочинение |
22.02 |
|
24 |
Контрольное тестирование по теме «Художественная культура России рубежа Х1Х-ХХ веков». |
1 |
Урок контроля |
01.03 |
|||||
Европа и Америка: художественная культура ХХ века. 4 часа. |
|||||||||
25 |
«Музыкальный авангард»ХХ века. |
1 |
Комбинированный урок |
Музыкальное искусство в нотах и без нот. |
Иметь представление о путях развития музыки в ХХ веке, понимать, что такое «музыкальный авангард»; знать имена его крупнейших представителей; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь рассказывать о направлениях, течениях в музыке, пользоваться специальной лексикой, формулировать собственные оценочные суждения. |
Сообщение по теме урока |
Стр. 282, задания 11-18 (на выбор) |
15.03 |
|
26 |
Развитие кинематографа в ХХ веке |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
Театр и киноискусство ХХ века: культурная дополняемость. Этапы развития кинеатографа. Выдающиеся режиссеры. Язык кино. Актеры-легенды мирового кинематографа. |
Знать историю развития кинематографа, имена выдающихся режиссеров, особенности их творчества. Понимать язык кино, роль знака, символа в киноискусстве. Уметь определять идейно-образное содержание фильма, формулировать оценочное суждение. |
Рецензия на фильм (по выбору) |
Стр.298, задание 11-13 |
22.03 |
|
27 |
Художественная культура Америки: обаяние молодости. |
1 |
Урок-исследование |
Истоки американской культуры, этапы ее развития. Литература. Архитектура. Музыка. Голливуд – фабрика грез. Массовое искусство. |
Знать особенности художественной культуры Америки и ее сложную структуру; Иметь представление о выдающихся памятниках и произведениях искусства; уметь о них рассказывать, выявлять их идейно-образное содержание, давать оценку. |
Творческая работа |
Стр.315, задание 1-7 |
05.04 |
|
28 |
Искусство Латинской Америки |
1 |
Комбинированный урок |
Габриэль Гарсиа Маркес. Мексиканская живопись. Музыкальное искусство Латинской Америки. Архитектура. |
Сообщение по теме урока |
Стр.315, задание 11 |
12.04 |
||
Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов. |
|||||||||
29 |
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. |
1 |
Урок систематизации и обобщения |
Социалистический реализм как основной художественный метод тоталитарного государства. Официальная идеология и развитие искусства. |
Знать о путях развития искусства в период тоталитаризма, о достижениях советсткой культуры 20-30 гг; знать имена выдающихся деятелей культуры, называть лучшие произведения искусства 20-30 гг, определять их идейно-образное содержание, выявлять средства изобразительности; формулировать личностную оценку. |
Таблица |
Стр.336, задания 10-13; подготовиться к семинару. |
19.04 |
|
30 |
Образы Великой Отечественной войны в искусстве. |
1 |
Урок-семинар |
Образ Родины в искусстве военных лет. Военная журналистика. Лирика войны. Изобразительное искусство военных лет. Политический плакат. Творчество П.Корина. Музыка войны. Д. Шостакович. В. Соловьев-Седой. Кинематограф. |
Знать об основных направлениях развития искусства военных и послевоенных лет; называть виднейших представителей искусства, знать их произведения, уметь их характеризовать, выявляя идейно-образную структуру и средства выразительности. |
Доклад по теме урока |
Стр.353, задание 11 |
26.04 |
|
31 |
Советское искусство в период «оттепели». |
1 |
Урок-исследование |
Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Поэты-«шестидесятники». Творчество бардов. В.Высоцкий. Театр. Киноискусство. А.Тарковский. Музыка. Г. Свиридов. Д. Шостакович. Изобразительное искусство. И. Глазунов. |
Знать об основных направлениях развития искусства, соотносить их с определённой исторической эпохой; называть виднейших представителей искусства, знать их произведения, уметь их характеризовать. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации по теме урока; аргументировать собственную точку зрения, показывать на конкретных примерах место и роль искусства в жизни общества. |
Творческая работа |
Стр.368, задание 9 |
03.05 |
|
32 |
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века. |
1 |
Комбинированный урок |
«Западники» и «русофилы». «Лагерная проза». А.И. Солженицын. И. Бродский. Феномен «социального зла». |
Устное монологическое высказывание |
Стр.368. задание 12 |
10.05 |
||
33 |
Развитие культуры на рубеже тысячилетий. |
1 |
Урок-лекция |
Основные направления развитие культуры на рубеже тысячилетий. |
Крнспект лекции |
- |
17.05 |
||
34 |
Резерв |
1 |
24.05 |