Построение индивидуальной образовательной траектории

 одаренных учащихся

 

            Ключевой идеей новой школы является идея развития. Выявление одаренных детей, поддержка и развитие их способностей – задача каждого учителя. Для реализации этого необходимы диагностика наклонностей обучающихся, разработка программы развития  личности и профессионализм педагога.

            Общая интеллектуальная одаренность основывается на трех составляющих:

  1. Интеллект.
  2. Одаренность.
  3. Высокая познавательная потребность.

 

Дети с лингвистической одаренностью обладают комплексом специфических способностей. В первую очередь, это способность к целостному восприятию материала, способность к переработке информации, языковое чутье, богатый словарный запас,  высокий уровень речевой деятельности.

Задача учителя – грамотно выстроить индивидуальную образовательную траекторию для одаренных учащихся.

 Как известно, в особенностях построения программ для одаренных детей есть три направления: стратегия ускорения, стратегия дополнения, стратегия группировки. Педагоги МОУ СОШ «Земля родная» в работе с одаренными учащимися применяют программы углубленного обучения, программы с насыщением или дифференцированные  программы.  Многие программы легли в основу предметной школы по русскому языку и литературе. И наши педагоги добиваются прекрасных результатов, о чем свидетельствуют победы лучших учеников в олимпиадах, конференциях и конкурсах.

Но почему  учащиеся, обладающие примерно одинаковым интеллектом и одинаковыми способностями, по-разному проявляют себя в учебе, в различной степени раскрывают свои способности? Все дело в мотивации. Если у ребенка  низкая мотивация к обучению, его способности не раскроются.

Вопросы, связанные с созданием у учащихся положительной мотивации к обучению, наиболее актуальны в пятом классе. Ведь если в этом возрасте мы не создадим условия, побуждающие детей с интересом заниматься русским языком, то у ребенка сформируется стойкое отрицательное отношение к учению, и в дальнейшем мы этого ребенка потеряем. Не случайно в пятом классе повышенное внимание уделяется вопросам преемственности, адаптации, проводятся консилиумы, классно-обобщающий контроль. Неоценимую помощь педагогам  оказывает школьный психолог.

В текущем учебном году я работаю с 5в классом. В этом классе выделяется трое учеников, обладающих лингвистической одаренностью.  Совместно со школьным психологом для каждого из них я разработала индивидуальную образовательную  траекторию.

 Анна С. – отличница в начальной школе, девочка, обладающая тонким языковым чутьем, способная к целостному восприятию и переработке информации, высокой познавательной активностью и низким уровнем тревожности, не смогла в 1 четверти до конца раскрыть свои способности из-за того, что у нее снижена мотивация. Девочка не до конца адаптировалась к новым требованиям в 5 классе.  Поэтому,  учитывая высокую познавательную активность ребенка, в работе с ней я применяю стратегию  дополнения.  Данная стратегия предполагает:

- организовывать знакомство с материалом, который не включен в учебный план;

- поощрять глубокую проработку выбранной темы;

- четко структурировать задания;

- совместно выстраивать алгоритм решения проблемы. 

 

            Второй ученик – Илья С. – совершенно иного склада: мальчик с очень высоким интеллектом, высокой познавательной потребностью и высоким уровнем мотивации. Он способен объяснять причинно-следственные связи между изучаемыми языковыми явлениями, интегрировать и синтезировать информацию.    К сожалению, мальчик имеет проблемы со здоровьем. В работе с  данным  ребенком лучше всего подходит стратегия ускорения. Здесь наиболее эффективен метод индивидуальных занятий-консультаций с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.  Учителю, применяющему стратегию ускорения,  необходимо составить план занятий, включив туда

- название темы,

- план изучения темы,

- основные понятия и термины, которые он должен усвоить,

- практические работы,

- задания для самопроверки,

- список литературы,

- форму контроля.

 

            Луиза А. – девочка, обладающая языковым чутьем,  высокой способностью к целостному восприятию материала и переработке информации, устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью, переживает скуку в школьной жизни и отрицательное отношение к учению (при том что пока занимается на «4» и «5») вследствие низкой мотивации и высокого уровня фрустрации.

Основная моя  задача как учителя – помочь ребенку само выразиться и тем самым повысить уровень мотивации  и поднять самооценку.  Наиболее эффективной в данном случае будет стратегия группировки: индивидуальные задания повышенной сложности,  развитие креативности и лидерских качеств личности, создание ситуации успеха.   

Таким образом,  при построении индивидуальной образовательной траектории одаренных учащихся педагоги нашей школы учитывают  не только интеллект,  уровень сформированности способностей, познавательную потребность, но и мотивацию к учению.  При работе с одаренными детьми педагоги работают в системе:

Постоянно стимулируют познавательную активность.

Развивают  креативный характер мышления.

Выбирают те виды познавательной и творческой активности, при которых ребенок чувствует себя  наиболее успешным.

Всеми способами повышают  уровень мотивации к учению.

А также всеми возможными способами и методами формируют и развивают нравственные и духовные качества личности.