Построение индивидуальной образовательной траектории
одаренных учащихся
Ключевой идеей новой школы является идея развития. Выявление одаренных детей, поддержка и развитие их способностей – задача каждого учителя. Для реализации этого необходимы диагностика наклонностей обучающихся, разработка программы развития личности и профессионализм педагога.
Общая интеллектуальная одаренность основывается на трех составляющих:
- Интеллект.
- Одаренность.
- Высокая познавательная потребность.
Дети с лингвистической одаренностью обладают комплексом специфических способностей. В первую очередь, это способность к целостному восприятию материала, способность к переработке информации, языковое чутье, богатый словарный запас, высокий уровень речевой деятельности.
Задача учителя – грамотно выстроить индивидуальную образовательную траекторию для одаренных учащихся.
Как известно, в особенностях построения программ для одаренных детей есть три направления: стратегия ускорения, стратегия дополнения, стратегия группировки. Педагоги МОУ СОШ «Земля родная» в работе с одаренными учащимися применяют программы углубленного обучения, программы с насыщением или дифференцированные программы. Многие программы легли в основу предметной школы по русскому языку и литературе. И наши педагоги добиваются прекрасных результатов, о чем свидетельствуют победы лучших учеников в олимпиадах, конференциях и конкурсах.
Но почему учащиеся, обладающие примерно одинаковым интеллектом и одинаковыми способностями, по-разному проявляют себя в учебе, в различной степени раскрывают свои способности? Все дело в мотивации. Если у ребенка низкая мотивация к обучению, его способности не раскроются.
Вопросы, связанные с созданием у учащихся положительной мотивации к обучению, наиболее актуальны в пятом классе. Ведь если в этом возрасте мы не создадим условия, побуждающие детей с интересом заниматься русским языком, то у ребенка сформируется стойкое отрицательное отношение к учению, и в дальнейшем мы этого ребенка потеряем. Не случайно в пятом классе повышенное внимание уделяется вопросам преемственности, адаптации, проводятся консилиумы, классно-обобщающий контроль. Неоценимую помощь педагогам оказывает школьный психолог.
В текущем учебном году я работаю с 5в классом. В этом классе выделяется трое учеников, обладающих лингвистической одаренностью. Совместно со школьным психологом для каждого из них я разработала индивидуальную образовательную траекторию.
Анна С. – отличница в начальной школе, девочка, обладающая тонким языковым чутьем, способная к целостному восприятию и переработке информации, высокой познавательной активностью и низким уровнем тревожности, не смогла в 1 четверти до конца раскрыть свои способности из-за того, что у нее снижена мотивация. Девочка не до конца адаптировалась к новым требованиям в 5 классе. Поэтому, учитывая высокую познавательную активность ребенка, в работе с ней я применяю стратегию дополнения. Данная стратегия предполагает:
- организовывать знакомство с материалом, который не включен в учебный план;
- поощрять глубокую проработку выбранной темы;
- четко структурировать задания;
- совместно выстраивать алгоритм решения проблемы.
Второй ученик – Илья С. – совершенно иного склада: мальчик с очень высоким интеллектом, высокой познавательной потребностью и высоким уровнем мотивации. Он способен объяснять причинно-следственные связи между изучаемыми языковыми явлениями, интегрировать и синтезировать информацию. К сожалению, мальчик имеет проблемы со здоровьем. В работе с данным ребенком лучше всего подходит стратегия ускорения. Здесь наиболее эффективен метод индивидуальных занятий-консультаций с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю, применяющему стратегию ускорения, необходимо составить план занятий, включив туда
- название темы,
- план изучения темы,
- основные понятия и термины, которые он должен усвоить,
- практические работы,
- задания для самопроверки,
- список литературы,
- форму контроля.
Луиза А. – девочка, обладающая языковым чутьем, высокой способностью к целостному восприятию материала и переработке информации, устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью, переживает скуку в школьной жизни и отрицательное отношение к учению (при том что пока занимается на «4» и «5») вследствие низкой мотивации и высокого уровня фрустрации.
Основная моя задача как учителя – помочь ребенку само выразиться и тем самым повысить уровень мотивации и поднять самооценку. Наиболее эффективной в данном случае будет стратегия группировки: индивидуальные задания повышенной сложности, развитие креативности и лидерских качеств личности, создание ситуации успеха.
Таким образом, при построении индивидуальной образовательной траектории одаренных учащихся педагоги нашей школы учитывают не только интеллект, уровень сформированности способностей, познавательную потребность, но и мотивацию к учению. При работе с одаренными детьми педагоги работают в системе:
Постоянно стимулируют познавательную активность.
Развивают креативный характер мышления.
Выбирают те виды познавательной и творческой активности, при которых ребенок чувствует себя наиболее успешным.
Всеми способами повышают уровень мотивации к учению.
А также всеми возможными способами и методами формируют и развивают нравственные и духовные качества личности.