Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                                                  

                                                                             средняя общеобразовательная школа «Земля родная»

«Рассмотрена на заседании МО»

Руководитель МО________Макарова И.А.

Протокол №__от «__»________2013г.

«Рекомендована к утверждению НМС»

Заместитель директора по НМР                               МАОУ  СОШ  «Земля  родная»

                        ___________Дубоневич В.Н.

Протокол № ___от «__»___________2013г.

«Утверждена»

Директор МАОУ СОШ «Земля родная»________          М.Н.Татаринов

Протокол № ___                                                от «__»__________2013г.

 

                                                                                      Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку

           Учитель: Ульянова Ирина Евгеньевна

           Год составления: 2013/2014 учебный год

           Класс:  8б,8в, 8г

           Общее количество часов по плану: 35

           Количество часов в неделю: 1

      

       

         «___»___________2012                                                                                              _____________  

                                                                                                                                                                                           (подпись учителя)

 

                                                                                                                            Г.Новый Уренгой

Раздел I. Пояснительная записка.

 

 

Программа  индивидуально-групповых занятий «Трудности русской пунктуации» предназначена для работы со слабоуспевающими учениками 8 класса с целью коррекции их знаний, формирования практических умений и навыков.

Рабочая программа составлена на основании программы общеобразовательных учреждений "Русский язык 5-9 классы" /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский./ Рекоменд. Министерством образования и науки РФ.-9-е изд .-М.: Просвещение, 2008.  из расчета 1 час в неделю (35 часов в год).

Актуальность, новизна и значимость данной рабочей программы нашли отражение в доминирующей  идее – усиление практической направленности обучения. Эта идея положена в основу планирования материала: теоретические сведения служат базой для формирования практических навыков владения языком в его устной и письменной форме.

Цель  программы -

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 

Названные цели обуславливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

 

Предметом изучения на уроках русского языка в 8 классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации. Синтаксис занимает центральное место среди других разделов науки о языке, так как организует весь арсенал языковых средств  выражения мыслей: формирует орфографические и пунктуационные навыки, обогащает словарный запас, способствует развитию логического мышления обучающихся, что оказывает прямое воздействие на формирование навыков связной речи.

 Анализ уровня сформированности ведущих компетенций по предмету показал необходимость увеличения числа индивидуальных и групповых практико-ориентированных занятий, что нашло отражение в планировании материала.  В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию целостной системы знаний.  Работа  ведется по скорректированной методике, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности учеников 8 класса МАОУ СОШ «Земля родная» и основана на принципах личностно-ориентированного обучения. Основной формой обучения являются практико-ориентированные занятия, которые  строятся на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно основного курса обучения и основной этап, направленный на совершенствование практических умений и навыков обучающихся. В процессе занятий учитель также ставит задачу формирования и развития универсальных учебных действий восьмиклассников для достижения ими высоких личностных результатов.

 

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.].-34-е изд.-М.: Просвещение, 2008., методические рекомендации к учебнику;

 в качестве дидактических материалов используются тесты по русскому языку для 8 класса и пособие Л.А. Ахременковой «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс».- М.:Просвещение, 2010, домашние задания в КТП указаны по данному пособию.

 

Раздел II.  Учебно-тематический план.

Всего в году – 35 часов (1 час в неделю), из них на развитие связной речи – 4 часа.

Раздел

Кол-во часов

 
 

Принципы русской пунктуации

1

 

Повторение  изученного в 5-7 классах

3

 

Единицы синтаксиса

4

 

Простое двусоставное предложение

6+1РР

 

Простое односоставное предложение

3+1РР

 

Знаки препинания в простом осложненном предложении

5+1РР

 

Знаки препинания в предложении с обращениями и вводными словами.

4

 

Знаки препинания в предложении с прямой и косвенной речью.

3+1РР

 

Резерв

2

 

Общее количество часов

35

 

                                                                              

Раздел III. Содержание тем учебного курса

 

Введение. 1 час.

Назначение пунктуации: пунктуация как система знаков препинания и правил их использования. Структурный, смысловой, интонационный принципы русской пунктуации.

Повторение изученного в 5-7 классах о синтаксисе и пунктуации. 3 часа.

 Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные препинания. Сочетания знаков препинания. Гибкость современной пунктуации. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Единицы синтаксиса. (4 ч.)

Понятие о синтаксисе. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, предложение, текст как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Комбинация знаков препинания в тексте. Нерегламентированная пунктуация, авторские знаки.

Простое  двусоставное предложение. (6ч+1РР)

 Основные виды простого предложения, Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Главные члены предложения. Функции подлежащего и сказуемого, их характеристика, способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы сказуемого: составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложения, их отличие от других второстепенных членов предложения, использование приложения в качестве средства выразительности речи. Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Односоставные предложения (3ч+1РР).

 Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений. Особенности неопределенно-личных предложений, сфера употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях; отличие неопределенно-личных предложений и обобщенно-личных.   Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (5ч+1РР)

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных предложений. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.  Понятие об обособленных членах предложения. Общие условия обособления определений. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.

Знаки препинания в предложении с обращениями и вводными словами. (4ч.)

 Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями. Вводные слова. Интонация водности.  Водные предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении. Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания в предложении с прямой и косвенной речью. (3ч+1РР)

Основные способы передачи чужой речи, знаки препинания и обоснование их постановки. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты. Оформление цитат на письме.

Развитие речи. 4 часа.

Создание устных и письменных связных высказываний на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение. Тезис. Аргументы и доказательства. Вывод.   Совершенствование написанного.                                                                                                  

 

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 8 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации

Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях

  • с однородными членами,
  • при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
  • в предложениях с прямой и косвенной речью,
  • при цитировании, обращении,
  • при междометиях, вводных словах и предложениях.

Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии

 Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи

   Определять тип и стиль текста, средства связи предложений в тексте, средства художественной выразительности.

Подробно и выборочно  излагать тексты в соответствии с темой, основной мыслью и стилем.

 Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы.

Писать сочинения – рассуждения на морально-этическую тему, грамотно подбирая примеры и аргументы.

Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Строить развернутые монологические высказывания на заданную тему.

Совершенствовать собственные тексы, находить и исправлять различные речевые и грамматические ошибки.   

Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

 

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:ВАКО, 2006.
  • Изложения:Русский язык:8 класс/ Авт.-сост. Л.С.Шаталова.- М.:ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 200
  • Русский язык. 8 класс. Тесты. Дидактические материалы/ Л.Н.Федосеева. – М.: Айрис-пресс, 2008
  • Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс/Е.В.Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
  • Самолова Т.Н., Самолов Ю.И. Русский язык. Сборник упражнений. 8 класс – Новосибирск, 1997.
  • Сборник многовариативных изложений:8-9 класс./ Авт.-составитель Дробышева Л.И. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  • Тесты. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл./ О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. – М.:Дрофа, 2007
  • Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст.8-9 классы/В.И.Капинос и др.- М.:Дрофа, 2007

Литература для ученика

  • Л.А. Ахременкова. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс.- М.:Просвещение, 2010
  • Шипачева Л.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева – М.: АСТ, Астрель: 2007
  • Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.].-34-е изд.-М.: Просвещение, 2008.

           Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994

  • Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс/Е.В.Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
  • Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
  • Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
  • Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

Раздел VII. Календарно-тематическое планирование

у

р

о

к

а

Кол–во часов

 

 

Наименование раздела. Тема урока

Вид урока

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

Контроль качества образования. Формы контроля

Домаш-нее задание

Дата

П

Ф

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

1.

Основные принципы русской пунктуации.

Урок изучения нового материала

Структурный, смысловой, интонационный принципы русской пунктуации

РР. «В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла».

 

Устное высказывание на лингвистичес

кую тему

С.7, упр.2

 

 

 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ  (3 часа)

2

 

Знаки препинания, их функции.

Урок систематизации и обобщения знаний

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения; система употребления знаков препинания.

Знать знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения, их функции. Обобщить и систематизировать изученный ранее языковой материал, восстановить и закрепить основные знания и умения, полученные учащимися в 5—7 классах.

пунктуационный разбор простого предложения

С.9, упр.3,4

 

 

3

1

Знаки препинания в простом предложении

Урок-практикум

Знаки разделения и выделения в простом предложении; знаки, прерывающие предложение.

Знать знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения, их функции. Уметь производить пунктуационный разбор простого предложения.

пунктуационный разбор простого предложения

С.15, упр.2

 

 

4

 

Знаки препинания в сложном  предложении.

Урок-практикум

Сложное предложение. Группы СП: союзные и бессоюзные. Запятая в СП, точка с запятой.

Знать структурные отличия простых и сложных П.; о делении СП на группы: союзные и бессоюзные; функцию запятой между ПП в составе СП.

Уметь определять кол-во основ в СП, находить границы частей в СП, ставить запятую в СП, читать и составлять схемы.

Диктант «Проверяю себя»

С.29, упр.2,4

 

 

 ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА (4 часа)

5

1

Синтаксис и пунктуация.

Урок комплексного применения знаний

Синтаксис как раздел науки о языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст. Виды и средства синтаксической связи.

 

Уметь характеризовать синтаксис как раздел науки о языке. Знать основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст; уметь определять функции данных единиц, строить лингвистическое высказывание на заданную тему. РР. «Язык неистощим в соединении слов». (А. С. Пушкин)

 

Устное высказывание на лингвистичес

кую тему

С.34, упр.1

 

 

6

1

 Текст как единица синтаксиса.

Урок-практикум

Комбинация знаков препинания в тексте. Нерегламентированная пунктуация, авторские знаки.

Уметь определять смысловую связь частей текста, характер синтаксических конструкций, порядок слов; опознавать нерегламентированную пунктуацию, авторские знаки.

Анализ текста

С.35, упр.2

 

 

7

1

Словосочетание как единица синтаксиса

Урок-практикум

Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Уметь отличать словосочетание от слова и предложения, вычленять словосочетание из предложения, определять грамматическое значение словосочетания, правильно употреблять словосочетания в предложении, использовать синонимические по значению словосочетания. Уметь определять вид связи в СС.

Синтаксичес-

кий разбор словосочетания

С.37, упр. 3, разбор СС

 

 

8

1

Предложение как единица синтаксиса

Урок-практикум

Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложений.

Уметь характеризовать предложения разных типов. Определять цепную и параллельную связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении. РР. « Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык».

Синтаксичес-

кий разбор предложения

С.37, упр. 4, разбор предложения

 

 

2 четверть

  ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6+1РР)

9

1

Грамматическая основа предложения

Урок-практикум

Функции подлежащего и сказуемого, их характеристика, способы выражения подлежащего и сказуемого.

Знать признаки и функции главных членов предложении, уметь находить подлежащее и сказуемого в предложении; определять способы их выражения; отличать подлежащее от омонимичных с ним форм.

 

Синтаксичес-

кий разбор предложения

С.9, упр.2

 

 

10

1

РР. Типы сказуемых.

 «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

Урок развития речи

Функция и типы сказуемых; характеристика простого глагольного сказуемого, способы его выражения.

Знать признаки сказуемого и типы сказуемых (способы выражения в речи). Уметь характеризовать сказуемое в предложении; использовать разные типы сказуемых в речи.

Сочинение на лингвистическую тему

С.11, упр.4

 

 

11

1

Составное именное сказуемое.

Урок-практикум

Структура составного именного сказуемого, выражение именной части составного именного сказуемого.

Знать признаки сказуемого и типы сказуемых (способы выражения в речи). Уметь характеризовать сказуемое в предложении; разграничивать простое глагольное и составное глагольное сказуемые, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; использовать разные типы сказуемых в речи (тексте).

 

Свободный диктант по упр 112

С.13, упр.4

 

 

12

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок-практикум

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения.

Диктант «Проверяю себя»

С.17, упр.2

 

 

13

1

Второстепенные члены предложения.

Урок-практикум

Функции второстепенных членов предложения, их отличие от главных; способы связи второстепенных членов предложения с главными.

Знать, что такое второстепенные члены предложения, в чем их отличие от главных; уметь находить второстепенные члены в предложении, определять их способы связи  с главными. Уметь отличать приложение от составного именного сказуемого.

Словарный диктант

С.38, упр.1

 

 

14

1

Приложение, знаки препинания при нем.

Урок-практикум

Приложения, их отличие от других второстепенных членов предложения, использование приложения в качестве средства выразительности речи.

Знать, что такое  приложение, в чем его отличие от определения и сказуемого; уметь находить второстепенные члены в предложении, определять их способы связи  с главными. Уметь отличать приложение от составного именного сказуемого.

Устное высказывание на лингвистическую тему

С.40, упр.2

 

 

15

1

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Урок-практикум

Понятия темы «Второстепенные члены предложения», различение в предложении второстепенных членов, синтаксический разбор предложения.

Знать понятия темы «Второстепенные члены предложения», уметь различать в предложении второстепенные члены, правильно производить синтаксический разбор предложения.

Терминологиче­ский       диктант

С.35, упр.2, разбор 2-3 предложений

 

 

16

1

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

3 четверть

ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (3+ 1РР)

17

1

Основные группы односоставных предложений.

Урок ознакомления с новым материалом

Структурные особенности односоставных предложений, различение односоставных и двусоставных предложений, 

Знать основные виды односоставных предложений. Уметь отличать односоставные предложения от двусоставных. Понимать роль односоставных предложений в тексте.

Тест

С.45, упр.2, разбор 2-3 предложений

 

 

18

1

Неопределённо-личные предложения

Урок ознакомления с новым материалом

Особенности неопределенно-личных предложений, сфера употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях;

Знать основные виды односоставных предложений. Уметь отличать односоставные предложения от двусоставных. Понимать отличие неопределенно-личных предложений от обобщенно-личных. Уметь их употреблять в речи.

Самопроверка

С.43, упр.4.

 

 

19

1

Безличные предложения

Урок ознакомления с новым материалом

Структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи.

Знать основные виды односоставных предложений. Понимать роль безличных предложений в тексте. Уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи. Строить устное лингвистическое высказывание по теме.

Взаимопровер-

ка

С.55, упр.3

 

 

20

1

РР. Сочинение на лингвистическую тему: «Неполные предложения».

Урок развития речи

Рассуждение как тип речи. Аргументы в рассуждении.

Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прослушанного текста, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме.

сочинение

Закончить сочине-

ние

 

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ОСЛОЖНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (5+1РР)

21

1

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями

Урок-практикум

Основные правила обособления определений и применение их на письме

Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить определения в предложении; выделять распространенные определения.

Самопроверка

С.75, упр.4

 

 

22

1

Знаки препинания в предложениях с обособленными  приложениями.

Урок-практикум

Основные правила обособления приложений и применение их на письме

Понимать, что такое обособление. Знать причины обособления, основные правила обособления определений и приложений и применять их на письме.

 

С.82, упр.2

 

 

23

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930