ВВЕДЕНИЕ
В современном мире огромный выбор детских игрушек. И, на первый взгляд, это хорошо: из моря игрушек можно выбрать то, что подходит тому или иному ребенку. Но, как известно, игрушечный мир – это отражение взрослого мира. И в игрушечном мире также отражаются глобальные проблемы современности. Первыми забили тревогу японские ученые: ушли в прошлое традиционные детские забавы, электронные игрушки заполонили все, дети играют не столько друг с другом, сколько с техникой. Постепенно те же проблемы передались Европе и Америке. Сегодня эти же проблемы волнуют многих педагогов, родителей, детских психологов в России.
Мы обратили внимание, что на прилавках детских магазинов города Новый Уренгой преобладают куклы Братц, которые привлекают внимание ярко прорисованной внешностью, непропорциональностью размеров, характерностью. Мы считаем, что данные куклы являются носителями агрессивного стиля поведения, следовательно, через куклу данный стиль поведения навязывается их обладателям.
Цель работы: определить воспитательный потенциал куклы ХХI века.
Задачи:
- Исследовать, какое место занимает кукла среди игр и игрушек современных девочек, что она вносит в их мир.
- Выявить, какое влияние оказывает игра в куклы на воспитание девочек у северных народов.
- Определить, какие традиции кукольной игры необходимо возрождать и формировать на современном этапе.
Объектом данного исследования является влияние куклы на формирование внутреннего мира девочек; предметом исследования – ценностные ориентиры, заложенные в современных куклах.
Метод исследования – анкетирование, интервьюирование, изучение специальной литературы, ее анализ.
Гипотеза: мы предполагаем, что выбор куклы во многом влияет на формирование внутреннего мира девочки, следовательно, если игрушка подобрана неправильно, то ребенку в раннем детстве закладываются ложные образцы поведения, что в конечном итоге влияет на формирование его системы ценностей.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что данный материал могут использовать педагоги и психологи для бесед с родителями и детьми, подготовки к родительскому собранию либо классному мероприятию определенной тематики.
Теоретическая часть
У каждого человека воспоминания о детстве связаны с его любимыми игрушками.
«Скажи мне – чем ты играешь, и я скажу тебе – кто ты» - так можно было бы переиначить известную поговорку», - считает Н.Г. Юрина, автор-составитель детской энциклопедии «Я познаю мир. Игрушки» [1].
Ученые предполагают, что игрушки появились, как только человек научился обрабатывать природные материалы. Игрушки вовсе не пустяк: они запечатлели в себе историю человечества, они ее свидетели и очевидцы. Почему предметом нашего исследования стала именно кукла?
Во-первых, потому что мы девочки, и кукла – наиболее близкая нам игрушка. Во-вторых, потому, что кукла – это игрушка в виде фигурки человека, то есть представляет собой некий образ человека. В-третьих, кукла существует с момента зарождения человечества и является традиционной игрушкой у всех народов. Достаточно проследить за изменениями куклы, чтобы понять, как взрослело человечество. В-четвертых, кукла – игрушка коммуникативная. Она способна пересекать границы и преодолевать языковой барьер: «Слепил он (Жилин) раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. «…» Оставил он куклу, ушел в сарай и смотрит, что будет? Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. Наутро смотрит, на зорьке вышла Дина на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, сама по-своему прибаюкивает». Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»[2].
Кукла может рассказать об отношениях человека с окружающим миром, о понимании прекрасного и даже об особенностях национального характера. Кукла сопровождает человечество с момента его зарождения. Самая древняя кукла найдена в гробнице египетского фараона. Ученые считают, что ей более 4 тысяч лет. Она сделана из деревянных дощечек, вместо волос – глиняные бусы, ног нет. Вероятно, это была ритуальная кукла: маленькие египтяне играли совсем другими куклами, с прорисованными лицами, подвижными руками и ногами, «настоящими» волосами.
Мы не ставим своей целью детально изучать историю куклы. Но один вопрос представляет интерес. Почему в жизни девочек самых разных национальностей в прошлых веках особое место занимала тряпичная кукла?
Тряпичная кукла представляет собой кулек с пришитой к нему головкой, у которой слабо прорисованы черты лица, а вот одежда исполнена искусно. Тряпичные куклы были у многих народов. Известны тряпичные куклы Германии, Франции, Индии, Японии.
В Северной Америке, например, шитье тряпичных кукол – давняя традиция. Она зародилась еще со времен первых переселенцев. Поскольку магазинов не было, кукол девочкам шили мамы из обрезков материи, кружев, украшали лентами и бусинками. В Х1Х веке появились первые мастерские и фабрики по изготовлению кукол на продажу. Многие из этих кукол, сохранившиеся в коллекциях, поражают искусством изготовления.
И, конечно, широко известны, русские тряпичные куклы. Одна из отличительных особенностей русских кукол – их разнообразие: куклы - «потешки», «пеленашки», «дитяшки». Все славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица. Считалось, если кукла будет походить на человека, в нее может вселиться злой дух. Кукол делали из глины, дерева, кости, соломы, свертывали из лопухов и цветов, домики им мастерили из лопухов и соломы. У кукол был целый гардероб: одежда из шерсти, шелка, сатина, хлопка, льна. Отделка из кружев, тесьмы, лент, бисера, блестящих ниток, вышивкой. Каждая ткань требует особой технологии обработки. Куклы и другие детские игрушки помогали передавать детям традиции национального искусства через художественное оформление бытовых вещей.
Таким образом, в Древней Руси кукла имела огромное познавательное значение: дети учились мастерить из подручного материала. Кукла была эталоном рукоделия: по ней судили о мастерстве хозяйки. Девочек учили прясть, шить, вышивать, одевать куклу. Так через игру в куклы девочка обучалась элементам трудовых операций, выполняемых женщиной – хранительницей домашнего очага. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем усерднее ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, то неприятностей не миновать.
Отличие куклы северных народов от русской национальной куклы
Ненецкая кукла представляет собой простой тряпичный сверток с птичьим клювом. Северные народы считают, что человеческое изображение наделяет куклу сверхъестественной силой. Детям с такими предметами играть нельзя. Голова куклы делалась из клювов перелетных птиц: у кукол женщин – из клюва уток, у кукол мужчин – из клювов гуся. Считается, что перелетные птицы улетают к верховному божеству Нуму, и возвращаются оттуда чистыми, невинными. В древности кукла считалась детским божеством. Сейчас она утратила свое религиозное значение. Однако у многих северных народов куклы сохраняют свои сакральные функции: чем старее кукла, чем большее число раз переходила она от матери к дочери, тем больше ее сила, тем вернее она оберегает свою хозяйку от злых духов, помогает со временем стать матерью и хранительницей домашнего очага.
Традиции изготовления кукол также сохранились до наших дней. Их шьют обычно сами девочки. Для кукол делают игрушечные люльки, посуду, украшения, мебель. Куклы имеют богатый гардероб. Одежда кукол является точной копией мужской, женской и детской одежды. К подолу кукол пришивают маленькие пимы, а к голове кукол-женщин прикрепляют яркие ленты, изображающие косы. Одежда украшается национальным орнаментом, воротник отделывается кусочками белого меха. Кукольное хозяйство состоит из множества предметов, в том числе орудий труда, и помогает обучить девочек женскому труду и подготовить к самостоятельной жизни, так как окружающие судят о мастерстве будущей невесты по ее детским игрушкам.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что основное назначение тряпичных кукол – подготовка девочек к самостоятельной жизни, освоение простейших трудовых операций, усвоение традиций и правил повседневной жизни.
Ориентиры и ценности сегодняшней жизни кардинально изменились.
Востребованы ли куклы сегодня? Чему учит игра в куклы современных девочек?
Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая формирует представление о его собственной личности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: многое из того, что дети видят в отношениях между взрослыми, они переносят в игры с любимой куклой. Этот механизм называется «проекцией»: ребенок устраивает игрушечный мир «по образу и подобию» мира взрослых, тем самым ему удается лучше осознать, что в нем происходит.
Некоторые куклы прививают девочкам манеры хорошего тона, на примере этих игрушек, малышки хотят выглядеть красиво, элегантно, стремятся быть стройными и красивыми. Девочки понимают, что женщина должна быть красивой, модно одеваться, носить украшения, стильные аксессуары и так далее. Кукла становится для девочки первым «полем для экспериментов», ведь с куклой можно проделывать все то, что делать с собой девочкам сложно, да и запрещают родители. Куклу можно по-разному причесывать, стричь, красить ей волосы и лицо, одевать. Именно поэтому так популярны куклы Барби, и прочие, похожие на них и имитирующие взрослых и успешных женщин. К тому же, подобные куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится темой детских игр.
Через игру ребенок не только выражает свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы, но и строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Психолог М. Тендрякова отмечает: «Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны — они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка»[3]. Часто ребенок через игру в куклы проигрывает те ситуации, которые его тревожат на самом деле. Поэтому родителям есть смысл обращать внимание на содержание игр. Они могут помочь определить проблемы и оказать помощь. Как известно, дети, не имеющие друзей в подростковом возрасте, не играли в детстве в куклы.
Кукла помогает формировать нравственные качества ребенка, такие как ответственность, добродушие, отзывчивость, забота о других:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(Агния Барто)
Популярный психолог Николай Козлов отмечает, что «трепетное отношение детей к своим игрушкам есть нечто инстинктивное, природно обусловленное, и если в выборе между родителями и любимой игрушкой ребенок выберет игрушку, то родители, как люди взрослые и сильные, должны отнестись к этому с пониманием»[4].
Нельзя не вспомнить повесть В. Короленко «В дурном обществе». Когда Вася принес куклу больной девочке Марусе, маленькая кукла сделала почти чудо. «Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой. … Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу босыми ногами» [5].
Но это только часть воспитательного потенциала, который несут в себе куклы. Неоценимую помощь они могут оказать в обучении полезным навыкам, ведь всем детям легче воспринимать информацию посредством веселых сценок, а не в виде скучных наставлений. С детьми можно разыграть мини-спектакль на злободневную тему: зачем нужно ходить в детский сад, почему важно чистить зубы, говорить волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и т.п. Причем эту методику можно применять не только для самых маленьких, но и для подростков. Только темы и содержание ролевых игр будут иными. Об этом говорит опыт воспитателей Томской колонии для малолетних преступников. В репортаже Лейлы Ахмедовой читаем: «В Томской колонии для малолетних преступников осваивают новые методы воспитания. Подростки играют в куклы и создают фигуры из песка. По мнению наставников, так трудных детей можно подготовить к взрослой жизни. Этот кукольный театр не ради искусства. Воспитанницы колонии учатся общаться, достигать своих целей. Тут разыгрывают отношения в семье и со сверстниками. Здесь они могут проиграть любую роль, побыть положительным героем, почувствовать себя в другом состоянии. Человек меняет отношение к себе, меняется самооценка, а, следовательно, и поведение. Важно, чтобы полученный опыт они смогли применить по другую сторону колючей проволоки»[6].
Основная проблема воспитания современных девочек — это воспитание
женственности. На первый взгляд, парадокс. Зачем воспитывать то, что заложено
самой природой. Однако в ХХ веке в борьбе за
равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на
чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и
наивную милость, которая так трогает сильных мужчин.
Девочки-подростки стараются не отстать от парней: занимаются карате и у-шу, курят, пьют, матерятся, демонстрируют силу и агрессию. Многим из них кажется
немодным быть женственными — это воспринимается как проявление
слабости.
Давайте рассмотрим, какие игрушки предлагает современная индустрия девочкам. На полках детских магазинов города Новый Уренгой преобладают куклы нового типа – Братц. Это куклы-подростки, а не гламурные взрослые. Они посещают дискотеки, ведут дневник. Эти куклы похожи на девчонок и мальчишек с экранов телевизоров и компьютеров. Они привлекают внимание ярко прорисованной внешностью, характерностью, дерзостью. У кукол данного типа явно нарушены пропорции: голова больше тела. Атрибутами «кукольного хозяйства» у кукол Братц являются не только сумочки, браслеты, собачки, дневники, ролики, но и мотоциклы, оружие. Название «Братц» происходит от сленгового английского brat, что означает «озорной, строптивый». Следовательно, эти куклы являются носителями напористого, агрессивного, дерзкого стиля поведения
Очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конечно, есть на
прилавках. Но, во-первых, они не всем по карману, а во-вторых, это
образец стиля ретро, то есть предмет коллекционирования, но не игр.
Психологи утверждают, что ребенок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью. Все, что окружает малыша, буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша. Такое впитывание происходит незаметно как для взрослых, так и для самого ребенка. И в этом опасность, особенно для маленьких детей. К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребенка уже более или менее сложился устойчивый образ человека и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, дети способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося их черты на себя. А малыши пока не могут отстраниться от того, во что они играют, они естественно вовлекаются в игру и сливаются с ней, а значит, принимают и переносят на себя характер своих игрушек. То, что годится для школьников и подростков, совершенно не подходит для дошкольников. И можно сказать совершенно определенно, что родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей[6].
Практическая часть
Мы попытались выяснить, какое место среди других игрушек занимает кукла в жизни современных девочек, сохранила ли кукла свое воспитательное значение в наши дни или в век компьютерных технологий она уже не нужна. С этой целью мы провели анкетирование.
1. В какие игрушки ты любила играть в детстве?
2. Были ли среди них куклы?
3. Была ли среди них любимая? Опиши ее.
4. Нужны ли куклы современным девочкам? Почему?
5. Какие качества в девочке помогает воспитывать кукла?
6. До какого возраста девочка может играть в куклы?
7. Знаешь ли ты, в какие игрушки играли твои мама, бабушка?
8. Приходилось ли тебе делать игрушки своими руками?
9. Хочешь ли ты получить в подарок куклу?
10. Какую куклу ты бы подарила своей дочери?
В анкетировании приняли участие девочки 5 класса, 6 класса, 10 класса и 11 класса.
Как показали результаты анкет, 96% опрошенных с удовольствием играли в куклы, и только у 4% любимыми были другие игрушки: плюшевые зверюшки, музыкальные игрушки, машинки.
Девочки с удовольствием описали свою любимую куклу. Они отметили такие детали, как роскошные длинные волосы и красивый наряд.
60% опрошенных подчеркнуло, что куклы нужны современным девочкам, потому что позволяют примерить на себя различные социальные роли: продавца, врача, учителя, милиционера. Распространенные сюжеты детских игр подтверждают, что через игру в куклы ребенок усваивает суть человеческих отношений. Так, например, через игры в "дочки-матери", в "семью", во "взрослую дочку" ребенок осваивает семейные отношения. Игры, связанные с переходом во взрослую жизнь: во "взрослую девушку", в "девушек-подружек", в "девушек-красавиц", в "танцы", в "свидание Кена и Барби", в "свадьбу”, - помогают понять, как вести себя в мире взрослых.
Все девочки, принявшие участие в анкетировании, единодушно отметили особое место куклы в воспитании. Она помогает формировать женственность, отзывчивость, элегантность, хороший вкус, хорошие манеры, а также черты матери, хранительницы домашнего очага. 80 % опрошенных считают, что девочка может играть в куклы до 7 лет, то есть до школы.
К сожалению, 98% анкетируемых не знают, в какие игрушки играли их мамы и бабушки. И никто никогда не делал куклу своими руками.
30% участниц опроса хотели бы получить в подарок фарфоровую куклу, потому что она красавица. Все, кто ответил на последний вопрос, подарили бы дочери красивую куклу с длинными волосами, в наряде принцессы, с богатым гардеробом.
Итак, мы выяснили, что главной и любимой игрушкой современных девочек остается кукла. И это несложно объяснить: с куклами осваивать окружающий мир гораздо интереснее, потому что кукла – это не просто игрушка, это оберег, подруга, собеседник, учитель, воспитатель или просто красивый сувенир. Детские куклы, особенно сделанные руками, на долгие годы сохраняют заряд чистой, искренней детской любви. Нередко они сохраняются в семье как великая ценность, реликвия, и переходят от мамы – к дочке.
Кроме того, мы провели ряд интервью с родителями и педагогами нашей школы и на основании их ответов составили следующую таблицу:
Название куклы |
История куклы |
Характеристика куклы |
Ценностные ориентиры |
Воспитательный потенциал |
Русская лоскутная кукла |
Возникли в глубокой древности |
Черты лица прорисованы схематически, одежда искусно выполнена и богато украшена. |
Сохранение и передача национальных традиций, средство выражения индивидуальности мастерицы. |
Познавательное и практическое значение: кукла была эталоном рукоделия, воплощением мастерства рукодельницы. |
Ненецкая лоскутная кукла |
Возникли в древности. |
Вместо лица – утиные клювики, одежда является копией национального костюма. Сакральный смысл куклы. |
Сохранение и передача национальных традиций, средство выражения индивидуальности мастерицы. |
Формирование практических навыков, проявление собственной индивидуальности, сохранение традиций. |
Кукла Маша (советский период) |
Создана художниками по игрушкам в 70-е г. ХХ века |
Тело и лицо выполнены из полимерных материалов, искусственные волосы, закрывающиеся глаза. |
Кукла – ребенок или младшая сестра: освоение окружающего мира. |
Познавательное значение, развитие фантазии, эмоций; формирование практических навыков через изготовление кукольного гардероба. |
Кукла Барби |
Создана американскими дизайнерами в 1959 году. |
Модельная внешность, длинные волосы, гардероб, кукольное хозяйство, целый «мир Барби». |
Является воплощением американского динамичного стиля жизни. |
-Задает параметры игры «в Барби» ; не развивает фантазию и эмоции. +Воспитывает эстетический вкус. |
Кукла Братц |
Созданы в 2003 году |
Непропорциональ-ное телосложение, (большая голова), ярко прорисованная внешность, атрибуты, привлекающие внимание. |
Мир озорных, строптивых подростков, героев современных мультфильмов. |
Отрицательный, так как являются носителем агрессивного стиля, провоцируют чрезмерное потребление.
|
Выводы и рекомендации:
Кукла – часть национальной культуры народа, через нее ребенок усваивает национальные традиции и уклад жизни. Каждая кукла является носителем определенной системы ценностей: играя с куклой определенного типа, ребенок усваивает ту систему ценностей, которая за ней стоит.
Кукла для маленького ребенка должна соответствовать следующим критериям:
- детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;
- телесные признаки пола отсутствуют;
- волосы прочно держатся, и их можно расчесывать;
- материал натурального происхождения, мягкий и приятный на ощупь;
- куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела.
Кроме того, у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону, а также домашнее кукольное хозяйство.
Какие традиции игры в куклы необходимо возрождать и формировать на современном этапе?
Современные девочки практически не знают, в какие куклы играли их мамы и бабушки; прервалась традиция, когда кукла переходила от матери к дочери. В русских семьях первых кукол для девочки шила мама или бабушка. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Мы предлагаем провести специальные мероприятия («посиделки») на данную тему.
В Японии 3 марта отмечается праздник девочек – хинамацури. Это один из главных праздников Японии. В этот день девочки не только выставляют своих кукол, но и в игровой форме знакомятся с традициями, учатся бережно относиться к ценным вещам, соблюдать правила хорошего тона. Так в игровой форме происходит воспитание будущей женщины – вежливой, доброй, тактичной. Мы предлагаем похожий праздник сделать традиционным в нашей школе накануне 8 марта.
В нашем классе есть факультатив по психологии. Мы считаем, что было бы интересно на занятиях проигрывать некоторые ситуации через кукольный театр. Кроме того, мы считаем полезным более подробно изучить традиции кукольной игры у северных народов, так как они формируют истинные ценности.
Раньше, когда девочка делала куклу сама, она выражала через куклу свою индивидуальность. Теперь же, приобретая в готовом виде куклу, гардероб и кукольное хозяйство, она усваивает подсознательно тот мир, который воплощает в себе кукла. И чем быстрее поймут это современные родители, тем больше шансов, что мы сумеем вернуться к национальным традициям.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Земля родная»
Роль куклы в воспитании девочек
Автор - Романова Анастасия, ученица 8в класса;
научный руководитель - Ульянова Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ «Земля родная»
г. Новый Уренгой
2013
Литература:
- Я познаю мир. Игрушки. Детская энциклопедия. Автор-составитель Н.Г. Юрова, Москва, 1998
- Толстой Л.Н. Кавказский пленник, Литература 5 класс (учебник для общеобразовательных школ), Ч. 1, С. 206.
- Тендрякова М. Новые дочки-матери // Педология / Новый век. 2000. № 2.
- Козлов Н. Ежик и медвежонок. «Семья и школа», 1997, №4.
- Короленко В.Г. «В дурном обществе», Литература 5 класс (учебник для общеобразовательных школ), Ч. 2, С. 46.
- Ахметова Лейла. «Кукольный театр в детской колонии», «Комсомольская правда» № от
- Смирнова Е., Абдулаева Е.: Куклы нашего времени; «Мама и малыш», 2008, №4.
- Смирнова И.А., Куклы из глубины веков; Литература в школе 1998, №9.
- Культура народов Ямала, 5-7, учебник д