Диалог культур как фактор формирования толерантности

 

Ульянова Ирина Евгеньевна,

МАОУ СОШ «Земля родная»,

г. Новый Уренгой

 

Мы живем в полиэтническом пространстве,  и одна из важных задач современной школы – прививать подрастающему поколению уважение к многообразию культур, признание универсальных прав и свобод человека,чувство толерантности. В полиэтнической образовательной среде эта задача приобретает особое значение: каждая культура формирует соответствующий ей тип человека, следовательно, культурные различия,  характерные для участников полиэтнической образовательной среды, могут как способствовать ее развитию, так и препятствовать ему.  Без учета культурных различий эффективное межкультурное взаимодействие невозможно.

 Среди культурных различий можно выделить видимые различия: стиль общения, отношение к конфликту, подход к выполнению задач, стиль принятия решения, отношение к знанию, отношение к критике   и невидимые различия: верования, ценности, взгляд на вещи, настрой, ожидания, предположения.  И задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для эффективного межкультурного взаимодействия через освоение  общекультурологических знаний, формирование умений практического общения, межкультурной толерантности.

Учебный предмет литература  способствует формированию у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов, которые существенно отличаются от традиций славянской культуры. Так, например, в пятом классе мы изучаем сказки разных народов, в шестом – мифы народов мира и народные баллады.  Изучая художественные произведения, учащиеся усваивают образцы поведения и образ мыслей представителей разных народов, выявляют черты сходства и различия. Особо полезно осознание культурных различий для того, чтобы подвергать сомнению собственные предположения о том, как поступать правильно, а также использовать эти различия как шанс узнать новые подходы к решению проблемы.

Одним из эффективных способов формирования толерантности является  применение на уроках литературы технологии диалога культур. Диалог культур – это встреча с другой культурой, другим временем, и результат диалога – более адекватная оценка настоящего,  изменение внутреннего отношения к другой культуре, понимание и принятие ее. Один из аспектов диалогичности культуры – это диалог между поколениями или временами (настоящее, прошедшее), между разными видами времени (мировым, художественным, историческим, личностным). Метапредметная интеграция в рамках технологии диалога культур позволяет учителю включить учащихся в процесс активного творчества. Рассмотрим пример.

На уроках литературы, изучая тему «Пословицы и поговорки», дети обратили внимание на  волшебное число«семь»: семи смертям не бывать, а одной не миновать; с одного вола семь шкур не дерут; у семи нянек дитя без глазу; глухому попу семи обеден не служат; семь пятниц на неделе; семеро одного не ждут; семь раз отмерь, один — раз отрежь; семь бед — один ответ; седьмая вода на киселе; семи пядей во лбу; один с сошкой, семеро с ложкой; работал до седьмого пота, или — семь потов сойдет.

Детям интересна эта работа, и они находят примеры с этим числом в произведениях литературы: в сказках — семимильные сапоги, семиглавый змей, «у семи царей по семи дочерей»; у Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», в «Пиковой даме» у Германа магическая семерка: «Тройка, семерка, туз», в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова:«На столбовой дороженьке / / Сошлись семь мужиков…».

В нашей школе «Земля родная» один из любимых уроков -      «Путешествие к истокам»(предмет  школьного компонента учебного плана, 5-6 класс). Это интегрированный предмет, на котором осуществляется связь с такими учебными дисциплинами, как история, литература, география, изобразительное искусство, технология, музыка, что способствует формированию внутренней культуры человека, уважительного отношения к традициям и культуре народов, населяющих Россию, воспитанию подлинного патриотизма и гражданственности.

На уроках «Путешествие к истокам», изучая тему «Мифологи древних славян»,  узнали, что семь – волшебное число, потому что оно совмещает в себе горизонтальную и вертикальную модель мира и считается числом гармонии. В христианской традиции  является священным, многократно встречается в Библии. Седьмой день священен, потому что Бог отдыхал на седьмой день творения; семь печалей девы Марии, семь смертных грехов и добродетелей; «праведник падает семь раз и снова встает».

На уроках КНЯ, постигая культуру и верования северных народов,дети сделали открытие, что это число священно и  в самодийской культуре: бог Нум живет за семью слоями неба, у Нума семь сыновей.Это волшебное число, как писал ненецкий поэт Ю.Вэлла: «...самое доброе число - / / Число, / /Убивающее зло / /И приносящее удачу, / /Число, / /От которого сбываются все мечты и желания...».

Таким образом, дети пришли к выводу, что, несмотря на разницу культурных традиций, мир един в своем многообразии:7дней недели, 7 планет, 7 нот, 7 чудес света!Результатом этой работы стал коллаж «Мы открываем мир». Он состоит из семи слоев «мира», и мы расширяем границы своего«я» до «большого» мира.А.В. Головнев писал о том,  что человек в самодийской культуре мыслится как микрокосмос. Внешний облик ненца, например, в его национальном костюме, напоминает чум. Также и мы, все люди, носители своей культуры,  являемся частью чего-то большого и необъятного. И это должно нас объединить, сделать дружнее, ведь мы живем на одной земле.

В нашей школе «Земля родная» более 8 лет действует  НОУ «Росток». Это одна из важнейших форм организации внеклассной исследовательской работы,  предоставляющая широкие возможности как для формирования важнейших компетенций, так и для развития толерантности. Ситуация поиска очень увлекает детей, они с удовольствием включаются в исследовательскую работу. Такая форма работы развивает их творческий потенциал и формирует основы научного мировоззрения.

Ежегодно НОУ «Росток» организует научные конференции, где юные исследователи презентуют свои работы. В 2014 году на конференции «Первые шаги» была представлена исследовательская работа Танковой Екатерины(7 класс) «Роль эпиграфов и заглавий в книге Ю.Вэллы «Белые крики», выполненная под руководством учителя Бикиняевой Л.Г.

В работе отмечено: «Не случайно «Боль четвертая» Ю. Вэллы начинается с вопроса: «Где тропа, по которой кочевал мой род?», «Где та земля», «где та река?» и т.д. Возникает ощущение переживания утраты «своего», утраты родного края, которое передается причитаниями лирического героя о том, что в лесах и озерах тишина, людей не поют песен, потому что слова забылись, реже слышится родная речь, сыновья любят слушать чужие песни. Потому и возникают вопросы, адресованные и «своим», и «чужим». Главный из них: хватит ли сил сохранить «свое».Таким образом, автор исследования приходит к выводу, насколько важно изучать и хранить культуру своего народа, чтобы не раствориться в других народах, а понимать их.

Работы, подготовленные в рамках НОУ «Росток», ученики школы «Земля родная» успешно защищают на конференциях различного уровня. В  2013 году ученица 8 класса Романова Анастасия стала Лауреатом II степени ХI Всероссийской конференции «Первые шаги в науке»  (очный этап) с учебно-исследовательской работой,выполненной под руководством учителя Ульяновой И.Е., «Роль куклы в воспитании девочек».

Кукла – часть национальной культуры, через нее ребенок усваивает уклад жизни. Каждая кукла является носителем определенной системы ценностей. Интересны выводы, сделанные в данной работе:  «Современные девочки практически не знают, в какие куклы играли их мамы и бабушки; прервалась традиция, когда кукла переходила от матери к дочери. В русских семьях первых кукол для девочки шила мама или бабушка. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Предлагаю ввести в начальной школе специальные мероприятия (посиделки) на эту тему. Кроме того, считаю полезным изучение традиций кукольной игры у северных народов, так они формируют истинные ценности. Когда девочка сама изготавливает куклу или шьет для нее одежду, она выражает свою индивидуальность. Приобретая в готовом виде куклу, гардероб и кукольное хозяйство, она подсознательно усваивает тот мир, который воплощает в себе эта кукла».

Таким образом, процесс образования и воспитания в полиэтнической средена основе диалога культур позволяет школьнику осмыслить свое место в мире, адекватно понимать и принимать окружающий мир и самостоятельно формировать продуктивные способы взаимодействия с миром на основе гуманизма и толерантности.

Литература:

  1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-352с.
  2. Флиер А.Я. Культурная компетенция личности: между проблемами образования и национальной политики// Общественные науки и современность. 2000 №2. С151-165.
  3. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования// Педагогика, 2009, №7