Ульянова Ирина Евгеньевна

 

ВВЕДЕНИЕ. У ИСТОКОВ

 

Цели и задачи:

дать общее представление о целях и задачах изучаемого курса, познакомить с  пособием «Путешествие к истокам»; пробудить у детей интерес к изучаемому предмету и помочь каждому ребенку осознать свою роль в осмыслении изучаемого материала, выявить его личностный смысл;

развивать  умение  давать развернутый ответ на вопрос; обогащать словарный запас пятиклассников;

развивать коммуникативные умения и навыки, помочь установлению позитивных эмоциональных контактов между детьми;

воспитывать интерес к истории, культуре и традициям предков.

 Тип урока – вводный ко всему курсу.

Форма урока – урок-беседа.

Технология  - РКМЧП.

Оборудование:  пособие по курсу «Путешествие к истокам, 5 класс», тетради («Дневник путешественника»), мультимедийная презентация по теме «Родословная», цветные карандаши или фломастеры.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя, беседа.
  2. Осмысление понятий «род», «родословная», «генеалогическое дерево».
  3. Подведение итогов. Рефлексия.
  4. Домашнее задание (дается в ходе урока).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучать новый предмет, который называется «Путешествие к истокам». Давайте вдумаемся в название предмета и попробуем определить, чем мы будем заниматься. Выскажите, пожалуйста, свои предположения. Что такое «путешествие»? Чем путешествие отличается от экскурсии, похода, отдыха? После того, как дети высказали свои версии, обращаемся к толковому словарю:

«Путешествие, я, ср. 1.Поездка (реже – передвижение пешком), обычно куда-н. далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания. П.на Памир. Отправляться в путешествие для научных наблюдений. 2. Литературное произведение, посвященное описанию всего виденного и слышанного путешественниками». (Толковый словарь под редакцией Ушакова, т.3)

-А что такое истоки?

« Исток, а, м. (книжн.) Место, откуда вытекает, где начинается водный источник, река. Первопричина, начало чего-то, зарождение. У истоков цивилизации».

-Итак, ребята, что   за путешествие нас  ожидает? Я предлагаю вам выстроить ваши гипотезы: в какое путешествие мы отправимся, каким образом будем путешествовать, при каких условиях это путешествие будет интересным?

После того, как пятиклассники высказали свои гипотезы, учитель подводит итог: мы действительно отправляемся сегодня с вами в длительное путешествие в пространстве и во времени, в древнюю Русь, к  истокам, чтобы многое узнать о жизни наших предков. Ведь только изучив их жизнь, веру и обычаи, мы сможем многое понять и объяснить в культуре сегодняшней. Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их культуры свойственно всем народам.  Ведь каждый человек является представителем какого-то народа. И каждому хочется познать себя, свою сущность.  Но познать себя – это означает познать историю своей семьи, своего рода, своего народа. А в качестве путеводителя у нас  будет пособие по предмету «Путешествие к истокам». Давайте с ним познакомимся. Внимательно рассмотрите обложку. Как вы думаете, почему на обложке размещено фото нашей школы? Это красочное, богато иллюстрированное пособие составили учителя русского языка и литературы школы «Земля родная» с любовью к вам – ученикам.  Давайте познакомимся с содержанием пособия и выясним, насколько точными были ваши гипотезы.  Из каких разделов состоит это пособие?  О чем мы будем узнавать на уроках? Какие темы вызвали у вас наибольший интерес?  В разработке каких маршрутов, то есть тем вы хотели бы участвовать?

Путешественники часто ведут дневник путешествий. Что такое дневник? Какие записи туда помещают? Рабочая тетрадь по нашему предмету также называется «Дневник путешественника». Мы будем помещать туда свои наблюдения, зарисовки, рисунки, таблички, фотографии, стихи, рассказы. Первая страничка дневника называется «Мой портрет». Здесь вы разместите те сведения о себе, которые считаете наиболее важными. Далее идет раздел «Моя страница в книге предков», как с ней работать, мы поговорим чуть позже. После этого раздела помещены маршрутные листы путешествий. Каждое путешествие заканчивается графой «самооценка». Как вы думаете, для чего помещена данная графа? В дневнике есть отдельные творческие странички. И очень важный раздел – словарик, куда вы будете записывать толкования новых слов.   Правила ведения дневника простые:

  1. Записи делать аккуратно, разборчиво, грамотно.
  2. Креативность приветствуется!

-Все готовы сделать первую запись в дневнике? Тогда откройте раздел «Моя страница в книге предков».

Что такое семья, нам известно. А что такое род?

 Род – это семьи, родные между собой, родственники. Давайте подберем однокоренные слова к слову род и запишем их в тетрадь. Дети записывают  в левый столбик (где широкие поля) слово «род», а в правый  слова  «родители, рождение, родина, народ, родной, «Земля родная», родимый, родня, родственники, родословная, родоначальник» и др.

-Раньше человек чувствовал  ответственность перед всем родом – перед предками и потомками, не хотел позорить не только свое имя, но и свой род. Сейчас много говорят о том, что современный человек утратил связь со своим родом,  перестал чувствовать себя частью его.  А вы знаете, к какому роду принадлежите? Как это можно определить?

-Вы слышали такое понятие, как генеалогическое дерево?  А вы знаете, что в древнейших индоевропейских языках корень «ген» обозначает «рождать»? Как вы понимаете значение термина «генеалогическое дерево»? Генеалогическое древо – это древо рода. Составляли ли вы когда-нибудь свое генеалогическое дерево? Как правильно его составить?

- Попробуйте прямо сейчас нарисовать в дневнике путешественника свое генеалогическое древо. А потом мы рассмотрим, у кого какие вышли рисунки.  (После того, как дети сделали рисунки, они рассказывают соседу по парте о том, кого отметили в своем древе, до какого колена дошли. Как правило, дальше дедушки и бабушки они не могут изобразить свою родословную. Обсуждаем некоторые рисунки коллективно.)

- Ребята, а что такое родословная? Давайте рассмотрим родословную великих людей, например, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. (Демонстрируем слайды)

- Скажите,  почему раньше каждый человек стремился знать свою родословную и гордился ей?

Наши предки считали, что жизнь бесконечна, потому что жизнь переходит от предков к потомкам. Ведь каждый человек – член рода, он продолжает свой род, гордится им.  И также он стремится, чтобы потомки гордились его делами, его именем. Раньше считалось, что даже если ты ничего оставил в наследство своим детям, а только честное имя – это самое лучшее наследство, нежели ты оставил много денег, но обесславил имя свое. Как вы это понимаете?

- А вы, ребята, гордитесь своими предками? Дома вместе с родителями подготовьте рассказ о своем генеалогическом дереве, и мы заслушаем его на уроке (по мере вашей готовности).

Рефлексия. Ребята, давайте подведем итоги урока. Как вы думаете, в чем особенность изучаемого нами предмета «Путешествие к истокам»? Чем он отличается от других школьных предметов? Насколько он важен в школьном курсе? Почему народ не может обойтись без знаний о своем прошлом? А насколько важно ли каждому из вас отправиться в путешествие к истокам?

 

Литература:

Путешествие к истокам. Материалы для учащихся 5 класса. – Новый Уренгой, 2012.

Мария Семенова. Мы – славяне. - СПб.: Азбука, 1997.

Толковый словарь под редакцией Ушакова в 4 т. – М.: «ТЕРРА», 1996

Русская народная словесность. Книга для чтения. Автор-составитель Н.Н. Костанян. – М.: Просвещение, 1994.

 

 

Презентация