Ульянова Ирина Евгеньевна

 

СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ

 

Цели и задачи:

Помочь пятиклассникам сформировать  общее представление  о жизни и характере древних славян;

развивать умение работать с учебным текстом, составлять устный связный рассказ на заданную тему; обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать навык систематизации и обобщения;

 развивать коммуникативные умения и навыки учащихся при работе в группе;

воспитывать интерес к культуре, традициям, истории Древней Руси.

Тип урока – усвоения новых знаний.

Форма урока: исследование учебного текста, работа в микрогруппах.

Технология – РКМЧП.

Оборудование, литература:   пособие по курсу «Путешествие к истокам, 5 класс», тетради, мультимедийная презентация по теме «Как жили древние славяне», цветные карандаши или фломастеры,  карта расселения славян, карта Руси IX-XII вв.

План урока:

  1. «Вызов» - заполнение таблички «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал» (1 и 2 части).
  2. «Осмысление» - работа в микрогруппах:

а) составление и обсуждение вопросов;

б) работа с текстом пособия «Путешествие к истокам»;

в) отчет каждой группы по своему вопросу;

г) заполнение колонки «Узнал»

  1. «Рефлексия»: просмотр мультимедийной презентации «Как жили древние славяне»; мини-сочинение «Как я представляю себе жизнь древних славян».

 

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!Пришло время отправиться в необычное путешествие в Древнюю Русь  для научных наблюдений. Тема нашего путешествия – «Славяне и их соседи». Как вы думаете, какова основная цель нашего путешествия? В процессе исследования мы постараемся  узнать как можно больше о жизни   наших предков, которые назывались славянами. Вы помните о том, что путешественники очень наблюдательны? Вы должны подмечать все детали, запоминать все факты о жизни предков.  Кроме того, в конце путешествия нам предстоит обобщить наши наблюдения в виде мини-сочинения о жизни древних славян.

Сегодня на уроке мы будем работать в микрогруппах по 4-5 человек. Как вы думаете, какие условия мы должны соблюдать, чтобы исследование прошло успешно?

 Мы должны внимательно слушать друг друга, не перебивать, дополнять ответ товарища только после того, как он закончит свой рассказ, уважать мнение каждого члена группы. Итак, приступаем к исследованию. Давайте подумаем, что интересно нам узнать о жизни наших предков, и  сформулируем вопросы, которые лягут в основу нашего  исследования. Откройте в дневнике путешественника маршрутный лист №1. Найдите табличку из 3 колонок: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Я предлагаю вам в течение 5 минут заполнить 1 и 2 колонки (индивидуально!).

После того, как дети заполнили таблицу, они выбирают самый интересный вопрос и обсуждают его в группе. Очень важно при составлении таблички соблюдать последовательность работы: сначала индивидуально, а затем в группах.  Каждая группа разрабатывает «маршрут путешествия», т.е. выбирает вопрос, который бы все участники группы хотели изучить, и озвучивает его. После этого с помощью учителя группы конкретизируют свой маршрут, т.е. уточняют формулировку вопроса и  готовят ответ на  него с помощью статьи «Славяне и их соседи» (стр.6-10 пособия «Путешествие к истокам»).

Варианты вопросов и заданий для групп:

1. На какой территории жили древние славяне? Кто был их соседями? Какие взаимоотношения были у славян с другими народами?

(Данная группа также работает с картой расселения славян)

2. Какие правила и законы были у славян? Как распределялись обязанности?

3. Какими промыслами занимались древние славяне? С кем вели торговлю?

(Данная группа также работает с картой, на которой отмечен путь «из варяг в греки»)

4. Какие старинные города были у славян? Кто правил в этих городах?

(Данная группа также работает с картой Руси IX-XII вв.)

5. Во что верили древние славяне? Как называется их вера?

В то время как группа выступает по своему вопросу, остальные учащиеся делают пометки в колонке «Узнал» (индивидуально). После выступления группы получаем обратную связь: 1-2 ученика зачитывают свои записи.

После того, как каждая группа представила свой материал, задаем обобщающий вопрос:

Чем славяне отличались от других древних народов?

Ответ находим в тексте пособия «Путешествие к истокам» и зачитываем:

«Славяне были очень честны: уж если что обещают, то не­пременно сдержат слово. Когда славянин скажет: «Если не сдержу слова, да будет мне стыдно», так можно на это сло­во смело положиться. Может быть, с этих еще пор появи­лась пословица: «Не давши слова — крепись, а давши — держись», потому что, как сами мы, русские, от славян про­изошли, так и язык наш от славянского. Любили тоже сла­вяне гостей потчевать. Уходя из дома, они оставляли отпер­тые двери и пищу для всякого, кто вздумает зайти. А если гость придет, когда они сами дома, так старались потчевать его всем, чем Бог послал. Даже вот какой у них был обычай. За кражу они, если вора поймают, на месте убивали, а тут, если зайдет гость к бедному человеку, которому нечем его попотчевать, так позволялось этому человеку украсть у со­седа, только было бы, чем попотчевать гостя. И уж гостя сла­вянин никому в обиду не даст: скорее сам умрет, а не допу­стит ему какое-нибудь зло сделать».

 

-Давайте вспомним пословицы, поговорки, крылатые выражения, в которых отразился характер славян.

Сам погибай, а товарища выручай.

Береги платье с нову, а честь смолоду

Не давши слово – крепись, а давши - держись и др.

-Как вы понимаете значение данных пословиц?

-Лучшие черты славян воплотились в образах древнерусских богатырей. Вы, конечно, о них не раз слышали. Но это – тема следующего путешествия.  Дома прочтите статью «Древнерусские богатыри» (стр. 26-34 в пособии «Путешествие к истокам»).

 

-А сейчас мы с вами будем смотреть слайды «Как жили древние славяне». На этих слайдах – картинки из жизни древних славян, как представляет себе их жизнь современный художник. В процессе просмотра кадров подмечайте для себя что-то существенное, интересное, необычное.  А затем каждый из вас напишет мини-сочинение «Как я представляю себе жизнь древних славян», и мы определим, кто из вас самый наблюдательный, в чьем рассказе содержится наибольшее количество интересных деталей.

Просмотр слайдов. На слайдах представлены картинки-фантазии о жизни древних славян в представлении современного художника. Славянские поселения, капища, поклонение идолам, одежда, город,  жизнь славян в разное время года изобразил художник.

Итак, ребята, опишите,как вы представляете себе жизнь древних славян (работа над сочинением; работу можно закончить дома.)

Каждая группа представляет 1-2 работы. Определяем, в каком варианте рассказа содержится больше всего деталей, подробностей; чей рассказ вызвал наиболее живой интерес слушателей. Ставим отметки в журнал.

Домашнее задание: Доработать сочинение. Какие современные славянские народы и языки вы знаете?* (по желающих). Прочитать статью «Древнерусские богатыри» (стр. 26-34 в пособии «Путешествие к истокам»).

 

 

Литература:

Аникин В. Устное творчество русского народа. Живая вода. – М., «Детская литература», 1977.

Мария Семенова. Мы – славяне. - СПб.: «Азбука», 1997.

Куликов А. Космические обряды славянского язычества. – СПб.: Оргтехиздат, 1992.

Рыбаков Б.А. – Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.

Путешествие к истокам. Материалы для учащихся 5 класса. – Новый Уренгой, 2012.

Даль В.И. Пословицы русского народа

 

Презентация

Рисунки