Ульянова Ирина Евгеньевна
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Цели и задачи:
Помочь пятиклассникам сформировать общее представление о мифологической картине мира древних славян; пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы;
развивать умение выделять главное, существенное в новой информации, давать развернутый ответ на вопрос; обогащать словарный запас учащихся;
помочь активно воспринимать изучаемый материал, сопоставить базовые и новые знания;
совершенствовать навык систематизации и обобщения;
развивать коммуникативные умения и навыки учащихся при работе в группе;
воспитывать интерес к культуре, традициям, истории Древней Руси.
Тип урока – применения и систематизации знаний.
Форма урока – урок-беседа, работа в микрогруппах.
Технология – РКМЧП.
Оборудование: пособие по курсу «Путешествие к истокам», дневник путешественника, мультимедийная презентация «Мифология древних славян»; цветные карандаши или фломастеры.
План урока:
1. «Вызов»: определяем тему урока, записываем ассоциации в связи с изучаемой темой, формулируем основную цель путешествия.
2. «Осмысление»:
а) даем словотолкование понятий «миф», «мифология», «язычество», «бог»;
б) работаем в микрогруппах над вопросами по теме (стратегия «вопросительные слова»);
в) уточняем свои представления о славянской мифологии в процессе просмотра мультимедийной презентации;
г) работаем с текстом «О земном устроении» (пособие «Путешествие к истокам», 5 класс, стр. 11-13)
3. «Рефлексия»: рисуем мифологическую картину мира древних славян (в виде устного рассказа и в виде рисунка).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня мы совершим еще одно необычное путешествие в загадочную древнюю Русь. Но чтобы туда попасть, мы должны точно определить наш маршрут. Первая подсказка – знакомые нам с детства строчки А.С. Пушкина: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…»
- Кто догадался, каков маршрут нашего сегодняшнего путешествия? (дети, как правило, говорят о сказках)
- А назовите русские народные сказки, героями которых являются леший, домовой, русалка. В каких произведениях устного народного творчества действуют эти персонажи?
Конечно же, они действуют в мифах и легендах. Итак, тема нашего урока – мифология древних славян. Давайте запишем это название в наш дневник путешественника. После этого в левой колонке запишите слово «миф», а в правой - все слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове «миф, мифология».
Дети в течение 1 минуты записывают слова.
-Какие же ассоциации у вас возникают при слове «миф»?
Дети зачитывают свои ассоциации. Как правило, они очень разнообразны: вымысел, картина мира, божества, Олимп, Зевс, герои, Древняя Греция, русалки, домовые, Геракл, Прометей, подвиги героев, бог огня и т.п.и т.д.
-Вот видите, ребята, как много разнообразных ассоциаций возникло у вас при слове «миф». Как вы понимаете значение этого слова? Чем миф отличается от сказки?
Миф – сказание, предание; слово о богах и героях. Мифы объясняли человеку устройство мира, причем древний человек воспринимал миф как реальность.
-А как вы думаете, почему возникли мифы?
Мышление древнего человека очень отличалось от мышления человека современного. В древности человек жил одной жизнью с природой. Все его внимание было направлено на объяснение таинственной связи окружающих его явлений. Свет и тьма, небо и земля, солнце, гроза, ветер, огонь, вода представлялись ему живыми существами, с человеческими чувствами и мыслями. Таинственное, чудесное в природе объяснялось наличием сверхъестественных сил. Эти силы наделялись человеческими чертами, древний славянин их обожествлял, а затем поклонялся им. Так появились бог Огня, бог Воды, бог Земли, бог Неба и другие. Слово «бог» исконно славянское. Основное значение этого слова – «счастье», «удача» (записываем определение в тетрадь). Вера во многих богов называется язычеством, следовательно, древние славяне были язычникам. Иногда такое мышление называют мифологическим. В основе этого мышления лежат культ природы и культ предков.
-Как вы думаете, какова главная цель нашего сегодняшнего путешествия? Правильно, мы должны представить целостную мифологическую картину мира древних славян. А чтобы получилась целостная картина, мы должны разобраться в том, что мы уже знаем по теме, а что нам предстоит уточнить, изучить, исследовать. В дневнике путешественника составьте табличку из двух колонок.
- А теперь, ребята, скажите, какие слова-ассоциации, которые вы записали, напрямую связаны с нашим путешествием в славянскую мифологию? Запишите их в правый столбик. Какие термины, понятия, связанные с темой урока, мы уже освоили? Миф, мифология, бог, духи, язычество, культ природы, культ предков. Запишите их также в правый столбик таблицы.
На данном этапе урока мы используем стратегию «Вопросительные слова».
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса».
Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). После этого им предлагается в течение 5–7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эта работа осуществляется в микрогруппах по 4-5 человек. У нас работает 5 микрогрупп.
Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!? Таким образом, в результате получается несколько списков самых разных вопросов.
Вопросительные слова |
Основные понятия темы |
Kак? |
Миф; мифология; боги; духи; культ предков; культ природы; верования; обожествление; чудеса; сверхъестественные силы; бог огня; богиня земли; русалка; домовой; леший. |
Затем мы просим учащихся обсудить свои списки и выбрать один-два наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопроса и объяснить, почему именно эти вопросы они выбрали.
Учитель может испытать некоторую растерянность вследствие большого количества вопросов слишком общего плана или из-за избытка вопросов, на которые он не готов (или не планировал) отвечать на данном занятии. К этим «вопросам без ответа» можно периодически возвращаться по мере изучения тех или иных тем.
Наиболее распространенные вопросы, которые составляют дети, звучат так:
Как давно возникли славянские мифы? Можно ли точно определить их возраст?
Как они распространялись?
Какие мифы у славян были наиболее популярными?
Как звали славянских богов? Как им поклонялись?
Чем славянские мифы похожи на мифы других народов?
После того, как озвучены вопросы групп, мы просим высказать гипотезы относительно мифологии славян. Дети, как правило, дают много отрывочных и противоречивых ответов. Чтобы систематизировать эту информацию, мы предлагаем посмотреть мультимедийную презентацию «Мифология древних славян». Перед просмотром просим подумать, какие представления о мифологии славян у вас были другими, что изменилось в ваших познаниях на эту тему?
Кадр1: Каков возраст славянских мифов?
В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, славяне еще не знали письменности.
Кадр2: В чем своеобразие славянской мифологии?
В древности человек жил одной жизнью с природой. Все его внимание было направлено на объяснение таинственной связи окружающих его явлений. Свет и тьма, небо и земля, солнце, гроза, ветер, огонь, вода представлялись ему живыми существами, с человеческими чувствами и мыслями.
Кадр3: Культ земли. Славяне почитали землю-матушку, с этим культом связано много обрядов и обычаев
Кадр 4: Макошь. Священная богиня Макошь – Земля, Всеобщая мать, Хозяйка Жизни, Дарительница урожая. Ей поклонялись по пятницам.
Кадр 5: Мифологическое мышление построено на обоготворении сил природы и священном культе предков.
Кадр 6: Что мы знаем о славянских богах?
Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы: плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом.
Кадр 7: Перун. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас - у славян был Перун
Кадр 8: Как славяне поклонялись богам?
У славянских племен не было ни общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов. Русские славяне лишь под влиянием варягов пришли к мысли изображать своих богов в истуканах
Кадр 9: Что такое культ предков?
Славяне считали, что души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце; страна эта называлась у славян навьем, вырием, ирием, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. До совершения похоронного обряда душа скитается на земле и обречена на вечное скитание, если правильного обряда не было выполнено.
Кадр 10: Что такое духи?
Жизнь славян была непосредственно связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным - хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа - берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.
Кадр 11: Кто такие русалки? души девушек или детей, утонувших в воде, становятся русалками, мавками, вилами
После просмотра презентации слушаем ответы нескольких учеников: какие представления о мифологии славян у вас были другими, что изменилось в ваших познаниях на эту тему?
2. А сейчас, ребята, нам предстоит узнать, как представляли себе устройство Вселенной славяне-язычники. Мы будем работать с учебным текстом «О земном устроении», который помещен в пособии «Путешествие к истокам» (стр.11-13). В процессе чтения текста вы будете делать пометки «V»-«я это знал раньше», «+» - «это для меня новое», «-» - «я думал по-другому», «?» – «хочу узнать об этом больше».
-Скажите, что нового вы узнали о том, как представляли себе мир древние славяне?
-А какие еще славянские мифы об устройстве Вселенной вы слышали, читали?
Рефлексия: Как можно нарисовать картину мира древних славян? Какой сюжет у этой картины? Какие персонажи в ней будут задействованы? Какие краски будут преобладать? Попробуйте нарисовать эту картину в «Дневнике путешественника». (Рисунки можно дома закончить).
Домашнее задание: подготовить материал о персонажах славянской мифологии – домовых, водяных, леших, русалках и проч., которых называют «нечистой силой». Пособие – стр.17-25 , можно воспользоваться дополнительными источниками информации. Составить кроссворд, викторину, мультимедийную презентацию.*
Литература:
Аникин В. Устное творчество русского народа. Живая вода. – М., «Детская литература», 1977.
Мария Семенова. Мы – славяне. - СПб.: «Азбука», 1997.
Куликов А. Космические обряды славянского язычества. – СПб.: Оргтехиздат, 1992.
Рыбаков Б.А. – Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.
Путешествие к истокам. Материалы для учащихся 5 класса. – Новый Уренгой, 2012.
Русская народная словесность. Книга для чтения. Автор-составитель Н.Н. Костанян. – М.: Просвещение, 1994.