Ульянова Ирина Евгеньевна

 

«НЕВЕДОМАЯ, НЕЧИСТАЯ И КРЕСТНАЯ СИЛА»

 

Цели и задачи:

Помочь пятиклассникам углубить и систематизировать знания по изучаемой теме; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы;

развивать  умение выделять главное, существенное в новой информации, давать развернутый ответ на вопрос; обогащать словарный запас учащихся;

помочь активно воспринимать изучаемый материал, сопоставить базовые и новые знания;

совершенствовать навык систематизации и обобщения;

 развивать коммуникативные умения и навыки учащихся при работе в группе;

воспитывать интерес к культуре, традициям, истории Древней Руси.

Тип урока – обобщения и систематизации знаний.

Форма урока – урок-беседа.

Технология – РКМЧП.

Оборудование: пособие по курсу «Путешествие к истокам», дневник путешественника, мультимедийная презентация по теме урока; цветные карандаши или фломастеры.

План урока:

1. «Вызов»: определяем тему урока,  формулируем основную цель путешествия.

2.  «Осмысление»:

 а) рисуем схематично в тетради дерево и человека, определяем, из каких частей они состоят;

б) составляем и заполняем концептуальную таблицу «Триединство мира»;

в)  конкурс на интереснейший рассказ о нечистой силе;

 3.  «Рефлексия»: Рассматриваем слайды, на которых изображены иконописный образ Георгия Победоносца, Медного всадника, герб Российской Федерации.

-  Как вы думаете, почему змей изображается всегда поверженным?

 

 

Ход урока

 Учитель: на прошлом уроке мы представляли мифологическую картину мира древних славян. Многие ребята дома нарисовали прекрасные рисунки на эту тему, давайте предоставим им слово. (Слушаем 3-4 учеников, которые объясняют, что изобразили и почему.)
 - Согласно представлениям древних славян, в центре земли находится мировое дерево. Вспомните, если посмотреть на высокое раскидистое дерево снизу, то кажется, что оно подпирает своими ветвями небо. Древние люди считали, что если небо не поддерживать, то оно упадет на землю. А раз мировое дерево такое важное, то все в нем не просто так. Давайте подробнее с этим разберемся.

- Из каких частей состоит дерево? Правильно, из трех: корни, ствол, крона. (Рисуем схематично дерево на доске и в тетрадях.)

- А теперь давайте рядом с деревом изобразим схематично силуэт человека. Что вы заметили? Правильно, у человека ведь тоже три части – ноги, туловище, голова.

- И время условно можно разделить на три части. Какие? Правильно – прошлое, настоящее, будущее; предки, мы, потомки.

- А какое число в сказках является волшебным? Конечно, три, и волшебным оно является потому, что символизирует триединство мира.

- А как вы думаете, ребята, что такое  триединство мира? Правильно: небо, земля и подземный мир. И связывает этот мир воедино мировое дерево.

- Верхний мир в представлении славян называется «правь» - небо, там обитают боги. Мир земной называется «явь» - это сфера обитания человека и  животных. И, наконец, подземный мир – «навь». Как вы думаете, кто там обитает? Вы абсолютно правы. Навь - это место обитания злых духов, нечистой силы. И тема нашего путешествия не совсем обычная – «Неведомая, нечистая и крестная сила». Давайте запишем тему в тетрадь.

- Интересно ли вам совершить такое путешествие? В чем его необычность, особенность? Как выдумаете, какую основную задачу мы должны решить в ходе нашего путешествия, чтобы не сбиться с пути? Правильно, ребята, мы должны выяснить, какое место занимает нечистая сила в мифологии древних славян, почему так много внимания уделял древний человек этому вопросу, а также систематизировать свои знания по теме «мифологическая картина мира». Давайте в «Дневнике путешественника» составим  таблицу из 4 колонок, отражающую принцип триединства мира.

Сфера

Название у древних славян

Однокоренные слова

Кто населял эту сферу

1-3 колонки заполняем коллективно.

Запишите название небесной сферы – «правь». Какие слова с корнем «правь» вам вспоминаются? Право, правый, правда, правило, правитель, правильный и т.д.  Давайте запишем их в третий столбик. Какое общее значение несут эти слова? Правильный. То есть, в верхнем мире все правильно, идеально, потому что там обитают боги.

 Чтобы проверить, насколько вы запомнили имена славянских богов, я буду загадывать вам загадки. А отгадки вы записывайте в табличку, в 4 столбик. Работаем индивидуально!

 

Кто я? Родоначальник всех богов!

Хозяин всех небес и облаков,

Владыка я и солнца, и огня,

И вы не обойдетесь без меня!

(Сварог)

 

Я сын всесильного Сварога,

А имя у меня - …

Люблю я славить женихов,

Встречая утром после свадьбы,

Под громкий гомон петухов

Среди проснувшейся усадьбы.

Я замыкаю зимний круг

И отмыкаю двери лету,

Я земледельцу верный друг,

Творец любви, тепла и света.

(Даждьбог)

 

Я … - верховный царь ветров.

Добрых защитить всегда готов.

Накажу злодеев и врагов

Отгоню от русских берегов.

С ними я сурово разберусь –

Не ходите войнами на Русь!

Внуки-ветры быстры и сильны,

Могут вражьи потопить челны.

Все кругом сверкает и гремит.

Лишь отважный в битве победит!

(Стрибог)

 

Над планетой синею

Громом управляю

Молнией, как линией,

В землю попадаю.

Идолом огромным

я стою над миром.

Бойтесь, бойтесь грома –

Своего кумира.

Все деревья я заворожу –

Сломишь ветку – строго накажу!

(Перун)

 

Итак, какие имена вы записали? А каких славянских богов еще знаете? Дополните записи. А кто в природе может достичь верхнего мира? Конечно, птицы. По представлениям славян, в этой сфере обитали еще птицы и женщина.

А теперь обратимся к земной сфере. Какие слова содержат корень явь? Явь, явный, явление, появиться, проявить и др. Запишите их во второй столбик.

Продолжим отгадывать загадки.

Я - … всесильная,

Мать Сыра Земля.

Я щедрая, обильная,

Мое тело – поля.

Как сестра я Перуну,

А Перун мне как брат.

Его молнии-стрелы

Мне на помощь летят. (Мокошь)

 

В венке из роз богиня …

И в жемчуге ее коса.

Ей принести подарки надо –

Она устроит чудеса:

Даст новобрачным много счастья,

Любви, добра и красоты.

Обережет от всех напастей,

А ты ей поднеси цветы. (Лада)

 

Ах, … Он мальчуган прелестный,

Волшебной силою известный,

Взмахнет он левою ручонкой –

И вмиг влюбляется девчонка,

А если правою рукой –

Теряет юноша покой.

(Лель)

Итак, какие слова вы записали в 4 столбик? Мокошь, Лада, Лель. А какие еще дети были у богини Лады? Дид, Дидилия, Полель.

Понять, кто еще населял эту сферу, нам поможет песенка Велеса:

Я Власий или Велес,

Я русский скотьий бог,

Мне песни-гимны пелись,

Чтоб людям я помог.

Чтоб сохранил их стадо,

Чтобы сберег приплод.

Помочь просящим надо,

Ведь жалко мне народ.

Правильно, эту сферу населяли животные и мужчина.

И, наконец, мы переходим к подземному миру, который древние славяне называли навью. И русский язык сохранил, пожалуй, только одно слово с похожим значением: навет. Кто догадался о значении этого слова? Это антоним к слову «правда» - то есть «неправда, клевета, обман». Итак, ровно за 1 минуту надо записать как можно больше обитателей нави в 4 столбик.

 

Сфера

Название у древних славян

Однокоренные слова

Кто населял эту сферу

небо

правь

Право, правый, правда, правило, правитель, правильный и т.д.

Перун, Велес, Сварог, Дажьбог; птицы; женщина.

земля

явь

Явь, явный, явление, появиться, проявить и т.д.

Роз, Чуд, Мокошь, Лада и др; мужчина; животные.

подземный мир

навь

навет

Доля, Лихо, Кривда, Смерть; баба-яга, чудо-юдо; домовой, лешие, водяные, русалки и т.д.

 

Итак, ребята, вы знаете очень многих представителей нави. И я объявляю конкурс на самый интересный рассказ о домовых, леших, чертях, то есть о нечистой, неведомой и крестной силе. Главное условие – рассказ должен быть устным! (Дети рассказывают легенды и истории, подводим итоги голосованием.)

Рефлексия:

- Мы прослушали много интересных рассказов. Молодцы! А вы знаете, что символом нави является змей? Славяне его изображали только поверженным, эта традиция перешла от язычников к христианам и сохраняется до сих пор. (Рассматриваем слайды, на которых изображены иконописный образ Георгия Победоносца, Медного всадника, герб Российской Федерации).

-  Как вы думаете, почему змей изображается всегда поверженным?

 Дети говорят о том, что в представлении славян нечистая сила – это силы зла, которые мешают человеку жить, быть счастливым. Но человек оказывается умнее, хитрее,  сильнее и побеждает их. Поэтому нечистая сила, в частности змей-искуситель, изображаются поверженными как символ победы добра над злом. 

 Обобщающие вопросы:

 -  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 -    Какие примеры триединства мира вы можете привести?

 -  Как триединство мира отражается в современной символике?

 -  А как вы думаете, существует ли представление о триединстве мира у других народов?

Домашнее задание. Одним из ярких примеров триединства мира является наша деревянная древнерусская изба. На уроке изобразительного искусства вы рисовали избу, а также некоторые элементы ее убранства. К следующему уроку вам предстоит подготовить  творческое задание  «Изба как пример триединства мира». Какова цель данного задания? Вы должны составить рассказ о том, каково назначение русской избы в целом, какую символику несут в себе все детали русской избы, что наши предки считали оберегами, как защищали себя от темных сил и т.д. Задание вы будете готовить коллективно, по группам. Каждая группа выберет координатора,  который получит у меня консультацию, как правильно организовать работу всей группы. Желаю творческих успехов!

 

 

 

Литература:

Аникин В. Устное творчество русского народа. Живая вода. – М., «Детская литература», 1977.

Мария Семенова. Мы – славяне. - СПб.: «Азбука», 1997.

Куликов А. Космические обряды славянского язычества. – СПб.: Оргтехиздат, 1992.

Рыбаков Б.А. – Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.

Путешествие к истокам. Материалы для учащихся 5 класса. – Новый Уренгой, 2012.

Обрядовая поэзия. – М.: Современник, 1989.

Русская народная словесность. Книга для чтения. Автор-составитель Н.Н. Костанян. – М.: Просвещение, 1994.

Алешина К.И. От Даждьбога до Ярилы. // Читаем. Думаем. Играем. №3, 1998 – М.: «ЛИБЕРЕЯ-БИБЛИОПРИНТ»

 

Презентация