Ульянова Ирина Евгеньевна

 

РУССКИЙ ДОМ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

 

Цели и задачи:

помочь учащимся осмыслить строение и символику древнерусской избы, понять отличительные особенности курной избы, белой избы, избы-терема;

формировать умение работать над творческим проектом и публичной защитой проекта; расширять лексический запас  пятиклассников;

развивать коммуникативные умения и навыки, помочь установлению позитивных эмоциональных контактов между учащимися;

 воспитывать интерес к истории, культуре и традициям предков.

Тип урока – обобщения и систематизации знаний.

Форма урока – защита творческих работ.

Технология – РКМЧ

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация опорных знаний. Словотолкование.
  3. Презентация и защита творческих проектов.
  4. Систематизация и обобщение изученного материала.
  5. Подведение итогов. Рефлексия.
  6. Информация о домашнем задании.

 

Ход урока

1.Несколько  учеников выступают с презентацией своего генеалогического дерева, рассказывают о своих предках.

2.Актуализация опорных знаний через ряд проблемных вопросов:

-Ребята, почему дерево является одним из важнейших символов христианской символики?

-Что такое триединство мира?

- Какие примеры триединства мира вы можете привести?

 Одним из наиболее ярких примеров триединства мира является      славянская изба. Тема сегодняшнего урока – «Русский дом из глубины веков». И урок у нас необычный, на этом уроке вы будете презентовать и защищать ваши творческие проекты. На уроках ИЗО и дома, по дополнительным источникам, вы знакомились с устройством и символикой русской избы, готовили творческое задание по теме урока. Но прежде чем мы к нему перейдем, давайте выясним значение некоторых слов и терминов. Вы знаете, чем отличаются курная изба, белая изба, изба-терем? Что такое конек, очаг, сени, красный угол?

- Перед вами лежат карточки с табличками, которые состоят из двух колонок: в левой колонке записаны основные понятия темы, в правой даны их толкования. В течение 3 минут вы должны найти соответствия и соединить их стрелочками.

 Задание: найдите соответствия между термином и толкованием, соедините стрелками.

изба

неотапливаемая пристройка к избе

конек

священное место в доме

очаг

изба без трубы

землянка

специальный предмет для защиты от злых духов

полуземлянка

отапливаемое строение

курная изба

строение, стены которого наполовину находились под землей

черная изба

строение, стены которого полностью находились под землей

клеть

продольный брус, который связывал кровлю

князь

символ жертвы, принесенной перед началом строительства

полотенце

ритуальный предмет с богатой вышивкой

оберег

пни вековых деревьев, используемых в качестве фундамента

Курьи ножки

украшение избы

 

Давайте посмотрим мультимедийную презентацию по теме данного урока, и в ходе просмотра проверим себя и  своих товарищей. Обменяйтесь карточками.

Просмотр  мультимедийной презентации «Древние избы».

 

Слайд1. Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности РоссииУкраиныБелоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки(хаты).

Слайд2. Этимология слова «изба». Изба, в дреннем языке Нестора - истопка (истба), происходит от глагола топить (из-топить). Славянин дал своему жилищу название от этого священного, в глазах язычника, действия.

Слайд3. Изба для славянина была  не только домом, местом жилья; она представлялась ему таинственным капищем, в котором пребывало  светлое божество очага и в котором совершались обряды в честь этого.          Изба была первым языческим храмом. Оттого слова хоромы (дом, жилище) и храм (освященное место богослужения)  тождественны.

Слайд 4. Наиболее древним типом жилья славян были землянки и полуземлянки. Строительство таких жилищ начиналось с того, что рыли большую квадратную яму, глубиной около метра (для полуземлянок), полутора метров (для землянок). Затем в яме сооружали стены жилища: это был либо бревенчатый сруб, либо укрепленные между врытыми в землю столбами толстые плахи. Стены полуземлянок поднимались из земли на метр или полтора, землянок - полностью находились под землей. Пол делался из глины. Вход с земляными ступенями или лестницей устраивался с южной стороны жилья. Крыша полуземлянок, как правило, была двускатной; ее делали из теса, на который накладывали солому и толстый слой земли, которым присыпали также и выходящие из-под земли стены. Земля помогала сохранять в доме тепло, оберегала его от пожаров.

Слайд 5. И всё-таки жизнь в землянке была связана с рядом неудобств. Во-первых, землянки были небольшими (12-15 м2); во-вторых, ни в землянках, ни в полуземлянках не было окон, поэтому дым, который образовывался от топки печей, выходил через вход в жилище; в-третьих, во время дождей в подземные и полуподземные жилища проникала вода, а из-за близости грунтовых вод в доме было достаточно сыро. С течением времени жилища славян стали «выбираться» из земли, появились наземные строения. Несмотря на это в некоторых местах землянки и полуземлянки сохранялись вплоть до середины XX века.

Слайд 6. Курная (черная) изба. Избы у славян долгое время были курные (без труб).

Слайд 7. Священным местом в доме был очаг.

Слайд 8. Белая изба. С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князейбояркупцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Слайд 9. Фундамент. Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял срубЛетом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинкуВесной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

Слайд 10. Рисунок со схемой избы.

Слайд 11. Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку стали появляться деревянные полы, и то лишь в городах и у богатых людей. Что касается деревень, то они считались роскошью и в XIX веке. Полы изготавливали из колотых пополам брёвен, в богатых домах — из досок. Полы настилались вдоль избы от входа.

Слайд 12. Окна. Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые Красные окна или косячные окна. Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке.

Слайд 13. Крыша — верхняя часть жилища, ограничивающая «свое», освоенное, внутреннее пространство от «чужого», природного, внешнего. В символическом плане Крыша разделяет верх (небо) и низ (мир людей).

Слайд14. Рисунок со схемой кровли.

Слайд 15. Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки.

Слайд 16. Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в не богатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу. На стенах устраивали полки.

Слайд 17. Схема внутреннего пространства избы.

Слайд 18. Славяне-язычники общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище.
Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.

Слайд 19. Специально pитyальными пpедметом было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Hа полотенце подносили хлеб-соль, полотенца слyжили  вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гpоб с покойником и опyскали его в могилy. Полотенцами yвешивали кpасный yгол; на полотенце-«набожнике» помещали иконы. В pyсских деpевнях во вpемя больших общественных несчастий не только стpоили всем миpом в один день «обыденные хpамы», но и ткали и вышивали «обыденные полотенца». Во вpемя полyязыческих общественных пpазднеств девyшки yкpашали полотенцами ветки деpевьев.

 Слайд 20. Картинка, иллюстрирующая внешний декор избы.

 

После просмотра презентации даем образец правильного ответа для взаимопроверки карточек:

изба

отапливаемое строение

конек

символ жертвы, принесенной перед началом строительства

очаг

священное место в доме

землянка

строение, стены которого полностью находились под землей

полуземлянка

строение, стены которого наполовину находились под землей

курная изба

изба без трубы

черная изба

изба без трубы

клеть

неотапливаемая пристройка к избе

князь

продольный брус, который связывал кровлю

полотенце

ритуальный предмет с богатой вышивкой

оберег

специальный предмет для защиты от злых духов

Курьи ножки

пни вековых деревьев, используемых в качестве фундамента

Выставление отметок друг другу «5»- 10-12 соответствий, «4» - 7-10.

Учитель: А сейчас – самая ответственная часть урока. Мы начинаем слушать и оценивать ваши творческие задания.

Правила защиты проекта:

  1. Говорить громко, красиво, грамотно.
  2. Обстоятельно рассказать обо всех деталях своего проекта.
  3. Полно отвечать на все вопросы слушателей.

             Итак, слово предоставляется первой группе. Каждая группа делала рисунок избы (формат А3). Ребята должны рассказать,  какую избу они изобразили, какие детали прорисовали, почему. Данный урок тесно связан с уроками изо: т.к. пятиклассники на уроках изо параллельно изучают данную тему, то они  выполняют очень красивые рисунки и могут обстоятельно рассказать, почему изобразили те или иные детали, почему использовали определенные цвета, каково символическое значение данных цветов. В процессе защиты творческого задания важно рассказать, как изба отражала представления древнерусского человека об устройстве мира.

4.  Подведение итогов. Рефлексия. 

5.Домашнее задание: к следующему уроку каждая группа получает индивидуально-групповые задания, связанные с подготовкой к уроку «Путешествие в древний город».

Примечание: материал для учителя по данной теме содержится в приложении.   

    

Литература:

 А.Н. Афанасьев.  «Религиозно-языческое значение избы славянина». – М.: Наука, 1989.

Мария Семенова. Мы – славяне. - СПб.: «Азбука», 1997.

Рыбаков Б.А. – Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.

Путешествие к истокам. Материалы для учащихся 5 класса. – Новый Уренгой, 2012.

Русская народная словесность. Книга для чтения. Автор-составитель Н.Н. Костанян. – М.: Просвещение, 1994.

 

Презентация

Приложение 1

Приложение 2