Обособленные уточняющие обстоятельства и знаки препинания при них

Урок русского языка в 8 классе

Ульянова Ирина Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ «Земля родная»

 

Цели урока:

-выявить условия обособления уточняющих обстоятельств;

рассмотреть особенности  использования уточняющих обстоятельств в письменной и устной речи;

-развивать умение выделять обособленные уточняющие обстоятельства интонационно при произношении и знаками препинания на письме;

cовершенствовать навык синтаксического и пунктуационного разбора предложений;

воспитывать любовь к русскому языку, литературе, русской истории.

 

Тип урока: урок выработки умений и навыков

 

Оборудование: проектор, презентация к уроку, раздаточный материал

 

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Дорогие ребята, сегодня наш урок пройдет в рамках недели русского языка и литературы, посвященной М.Ю. Лермонтову, и мы в ходе урока мы будем обращаться к биографии поэта и к его произведениям. Внимание на экран (Учитель озвучивает текст, сопровождая показом цветных слайдов):

 

В ночь с 14 на 15 октября 1814 года в Москве, у Красных ворот, в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын. Его назвали в честь деда, Михаилом, и ранней весной следующего года отвезли в деревню Тарханы Пензенской губернии, к бабушке.Там и прошло детство Михаила Лермонтова – будущего великого поэта.

По отцу предками Лермонтова были шотландские дворяне, происходящие от легендарного Лерманта – поэта-прорицателя, основоположника шотландской литературы.

Род матери в России вёл своё начало от татарского мурзы Челебея,перешедшего на службу к Дмитрию Донскому.

Рано лишившись отца и матери, Мишенька с раннего детства был окружён трепетной заботой и безмерной любовью  бабушки. Елизавета Алексеевна писала о внуке: « Он один свет очей моих, всё моё блаженство в нём».

 

Домашние, наблюдавшие маленького Михаила, с удивлением заметили, что, едва научившись говорить, он стал рифмовать слова, а потом и короткие фразы.Почти тогда же он начал и рисовать, ползая по обитому сукном полу в своей детской комнате, чертя мелом по сукну. Став взрослым, Лермонтов писал, что поэт, как и художник, воспевает красоту мира. И это делает художников и поэтов родными братьями.

 

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель:Взгляните, пожалуйста, на текст, он распечатан у вас на карточках, почему он насыщен знаками препинания? (Здесь много обособленных членов предложения).

Вспомните, что такое обособленные члены предложения (слайд)

1. Обособленные члены предложения – это такие члены предложения, которые выделяются при чтении ……………., а на письме………….

2. Обособленными членами предложения могут быть……………. .

3. Любые определения и приложения обособляются всегда , если……. .

4. Всегда выделяются запятыми на письме  обстоятельства, выраженные ……… и …………… .

5. ……….. обороты наречного значения никогда не обособляются.

 Найдите во 2-4 абзацах предложения с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, подчеркните найденные обособленные члены на карточках. (Проверка с помощью интерактивной доски по абзацам).

  1. Объяснение нового материала.

 

Обратитесь к первому абзацу. Как объяснить постановку знаков препинания в 1,2 предложениях?

Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навык постановки знаков препинания при обособленных  уточняющих членах предложения. Конкретизируйте, пожалуйста, цель урока для себя. Что именно мы должны сделать?

Запишите в тетрадь тему урока.

О чем говорит нам слово «уточняющие»? Когда мы в жизни хотим что-либо уточнить? Какие из членов предложения могут быть уточняющими? (чаще всего, обстоятельства и дополнения) Как нам понять, что это именно уточняющий член предложения, а не просто какие-либо слова?

Вернемся к первому абзацу текста. Найдите  уточняющие члены предложения. Объясните их смысл. Если бы последнее предложение было выписано отдельно, то чего не хваталобы? Запишите в тетрадь это предложение, вставив уточняющее обстоятельство.

А с каким еще местом, кромеТархан, связана жизнь Лермонтова? С Кавказом, конечно.

Давайте составим 1-2 предложения на эту тему, употребив уточняющие члены предложения.

Сюда, на Кавказ, Лермонтов приезжал неоднократно.

Тогда, после дуэли, Лермонтова выслали на Кавказ.

Здесь, на Кавказе, Лермонтов написал много прекрасных произведений.

А теперь запишем в тетрадях под диктовку несколько предложений из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который мы будем изучать в 9 классе.

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на самом краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука. Внизу подо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее. … Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в соседнем палисаднике.

(Записав предложения под диктовку, ученики сначала самостоятельно объясняют графически постановку знаков препинания, затем сверяют свои ответы с доской).

Итак, разобрав 3 предложение, мы убедились, что уточняющие члены предложения нельзя путать с придаточными предложениями места. Также нельзя их путать с необособленными обстоятельствами, которые обычно стоят перед сказуемыми и запятыми не выделяются. Ошибку провоцирует интонационная пауза после распространенного члена предложения. Запишем пример из «Мцыри»:

Немного лет тому назад  там, где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь.

Произведите пунктуационный разбор этого предложения.

А при каком условии еще обособляются уточняющие члены предложения?

Если они являются обстоятельствами или дополнениями с предлогами несмотря на, например, кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, вверх и др.  Но это мы отработаем на следующем уроке.

Минуло почти двести лет, а поэзию Лермонтова так же любят в России, как и раньше, в особенности «Бородино».

На русском поле у Бородина,
В слиянье речек Колочи и Войны,
Здесь слава поколений рождена.
Так будем же мы славы той достойны.

 

Домашнее задание: выучить параграф 52, упр. 327; выписать из произведений поэта 3-4 предложения с обособленными уточняющими членами предложения.

 

Презентация к уроку