Бикиняева Ляйля Галиевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ «Земля родная»

Город Новый Уренгой

 

Тема урока: «Тихая моя родина»

(На примере творчества Н.Рубцова).

 

Цели урока: 

·         Помочь учащимся осмыслить  понятие «тихая лирика» на примере стихотворения Н.Рубцова «Тихая моя родина», помочь достичь понимания текста и авторской позиции;

·         развивать умениеанализировать поэтический текст, определять его тему, идею;совершенствовать умение определять в тексте средства выразительности:сравнения, метафоры, эпитеты.

·         Воспитывать чувство  любви к родине, культуру выражения чувств.

 Тип урока: изучение нового материала.

Используемое оборудование: Интерактивная доска, мультимедийное оборудование, презентация с биографией поэта, цветные карандаши, листы со стихотворением Н. Рубцова «Тихая моя родина» для анализа, запись музыкального произведения («Времена года» П.И.Чайковского), видеоролик со стихотворением «Тихая моя родина».

 

 

Эпиграф:

                                                         Мать России целой – деревушка,

                                                    Может быть, вот этот уголок.

 

                                                                                                         Н. Рубцов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

  1. Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок начнется с поэтической минутки: прослушайте стихотворения поэтов и определите, какой темой они объединены. Выразительное чтение стихотворений подготовили нам Танкова К. и Колгинова В.

(Звучит музыка Чайковского).

На фоне музыки– чтение учениками стихотворений Рубцова и Вэллы.

И вот

Я снова возвращаюсь

С пляжного лета

На тундровый простор.

Как долго здесь я не был!

Я полной грудью,

Как жаждущий, вдыхаю

Широкоглазую синеву.

И вновь мне дышится легко!

В глаза мои со всех сторон

Испытующе глядит

Доверчивое небо.

И чувствую,

Оно меня спросить желает:

— Не стал ли и ты

Серым

Средь серых людей?

Вернулся ли прежним —

Белым?..

(Ю.Вэлла)

"Чудный месяц плывет над рекою",-
Где-то голос поет молодой.
И над родиной, полной покоя,
Опускается сон золотой!

Не пугают разбойные лица,
И не мыслят пожары зажечь,
Не кричит сумасшедшая птица,
Не звучит незнакомая речь.

Неспокойные тени умерших
Не встают, не подходят ко мне.
И, тоскуя все меньше и меньше,
Словно бог я хожу в тишине.
(Н.Рубцов)

 

Учитель. Ребята, как вы думаете, какой темой объединены стихотворения и музыка?(Родина, природа)

 Какое чувство стремились передать поэты? (Любовь к тому месту, где они выросли).

Вопросы по стихотворениям:

  1. Как лирический герой выражает любовь к родине?
  2. А в каком смысле здесь звучит слово родина: в широком – Россия? Или это малая родина?
  3. Что общего  вы заметили в стихотворениях поэтов?

(Душа лирического героя открывается навстречу природе, небу, лучу солнца. Лирический герой готов сам быть тем, что его окружает).Общее для творчества этих поэтов то, что для них характерна слитность лирического «я» с русской природой. Герой не уходит в природу, а живет постоянно в ней. И он чувствует себя частичкой родного края)

                 

III. Формулирование темы урока:

Учитель. Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Подскажите эпитет к слову “родина”? (каким голосом  читали ученики стихотворения?) (тихая)

Попробуйте объединить эти два слова и сформулировать тему урока (Тихая родина). А Н. Рубцов малую родину называл тихой. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Читаю эпиграф.

Слайд № 1 с  эпиграфом.

А как вы понимаете слово «тихая»? тихая родина – это какая?

Если бы мы картину рисовали, то что было бы на этой картине?

(Ученики отвечают… ).. Значит это чья родина, чью картину ты мысленно изобразил? (моя)

(пишем)Тема:Тихая моя родина.

Слайд № 2 с темой и  эпиграфом.

Молодцы, ребята, вы представили наглядную картину родины. Эту тему мы разберем на примере лирики Н. Рубцова. Рассмотрим, как он создает эту картину словом.

И мы попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта, “в подробностях простых” увидеть родину поэта с помощью анализа его стихотворений, понять смысл эпитета “тихая”. 

IV. Презентация с биографией поэта.(5 мин.)

V. А теперь обратимся к его стихотворению «Тихая моя родина».

Учитель. Когда-то поэзию Николая Рубцова называли «тихой лирикой». В самом деле она тиха, без эмоциональных всплесков, восторгов. Лирический герой благоговейно смотрит на проходящие перед взором картины родной земли. Так же негромко, как бы боясь спугнуть видение, читает свои стихи.

Видеоролик.

Каким голосом читает поэт стихотворение?

Ответ: (негромким, неторопливым, неприметным, кротким, смиренным). Этот эпитет драгоценен для поэта, избегавшего пышности. В нём заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему своё время, всему своё время в соответствии со временем года. Есть в этом определении – “тихая” - ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.

Раздаю тексты прослушанного стихотворения.

1. Словарная работа. Запишите  значения слов «погост», «обитель». Эти слова относятся к высокой лексике. С какой целью автор использует элементы высокой лексики?

Погост - 1. Сельское кладбище. 
2. устар. Сельская церковь с кладбищем.

Обитель - 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-то живёт, жилище.

Слайд 3 со словарной работой

На интерактивной доске  стихотворение «Тихая моя родина».

  1. Вопросы:

- Что можно узнать из стихотворения  о жизни поэта? (Умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, близок с природой, покинул дом).

- Какова тема этого стихотворения? (Возвращение на родину).

- Какие чувства испытывает лирический герой? (Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной.Эффект стихотворения - в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе).

- Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл». (Из этих воспоминаний складывается « чувство родины», неподвластное времени).

- Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они  «чувство родины» в душе лирического героя? (Нет. Глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает: «Словно ворона весёлая, сяду опять на забор»).

- Какое значение имеет повторение слова «тихий»? (Здесь всё просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима. Любовь к родине остается в сердце навсегда).

-  Подумайте, что ещё постоянно возвращает поэта к родным местам? (Память о матери.К ней он обращается во многих своих стихотворениях,  называя ласково «матушка»,  «маменька»).

- Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? ( Эпитеты -  «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы – «тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть», аллитерация – «тина теперь и болотины».

Ребята подходят  к интерактивной доске и выделяют в тексте стихотворения образные средства. (Текст набран на интерактивной доске).

VI. Работа над анализом стихотворения Н.М.Рубцова "Тихая моя родина!.." Ваши личные впечатления в нескольких предложениях.

   (5 мин.)

Напишите небольшой анализ стихотворения «Тихая моя родина» (5-7 предложений). Представьте, что вы смотрите фильм. Что вы видите, опишите. Что вы слышите? Что чувствует лирический герой? Что вы чувствуете?

Вернемся к эпиграфу. (Открыть слайд с эпиграфом).

        А теперь, ребята, скажите, почему в качестве эпиграфа мы взяли эти слова? (Простая русская деревня с её привычным видом, простые деревенские люди - добрые, размеренная жизнь человека в труде и повседневных человеческих заботах - вот тот нравственный идеал поэта, который реализуется в его творчестве.)

Исходя из вышесказанного, ответьте на вопрос:Что это такое тихая лирика? О чем пишут поэты в своих стихотворениях, какое чувство выражают и к чему? (Это лирика, выражающая любовь к малой родине).

 

Слово учителя. В начале урока мы не случайно обратились к стихотворению ненецкого поэта Ю.Вэллы. Более подробно проанализируем его на уроке Культура народов Ямала, поговорим о главной теме творчества северных поэтов.

V. Рефлексия.

Ребята, что вы вкладываете в понятие «тихая родина»?Закройте глаза, сядьте свободно, чтобы сосредоточиться и не отвлекаться. Произнесите про себя эти слова. 

Какие картины встают перед вашими глазами? Запишите(дом, речка, лес, школа...).

Что такое для вас тихая родина?

Запишите. (5 мин.) Зачитывают 3-4 ученика.

Ответ: Новый Уренгой, школа «Земля родная»

Слайд №4: Много ли, мало ли суждено прожить нам на земле Крайнего Севера, но эта земля родная!

VII. Подведение итогов урока. 

 (на слайде №5)Домашнее задание: читать  статью Д.С.Лихачева «Земля родная»,  Выразить представление о  своей малой родине:  дописать то, что вы сейчас написали  (в виде  стихотворения или мини-сочинения).