Ульянова Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
средней школы «Земля родная»
г Новый Уренгой.
Жди меня – и я вернусь!
(урок литературы в 9 классе)
Мы проводили данный урок как библиотечный в рамках мероприятий, посвященных 70-летию великой Победы. Данный урок может быть проведен в 8-9, 11 классах при изучении темы «Лирика Великой Отечественной», либо в несколько измененном варианте в 9 классе после изучения «Слова о полку Игореве» в связи с освоением понятия «вечные образы «Слова». Основной вопрос урока: Какова роль женщины в жизни и судьбе мужчины, народа, России? Мы вместе с учениками рассматривали этот вопрос с точки зрения женщины, которая ждет. К уроку прилагается презентация.
Цели и задачи:
Помочь девятиклассникам сформировать представление о роли женщины в жизни и судьбе мужчины, народа, России;
познакомить со стихотворением Людмилы Татьяничевой «Ярославна» и другими стихами поэтессы;
развивать умение анализировать поэтический текст, его основные образы;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать навык систематизации и обобщения;
стимулировать исследовательскую деятельность учащихся;
развивать коммуникативные умения и навыки учащихся при работе в группе;
воспитывать интерес к культуре, традициям, истории России.
Предполагаемый личностный результат урока– формирование ценностных ориентаций, побуждение к внутреннему диалогу, исследовательской и творческой деятельности.
Урок начинается с выразительного чтения стихотворения К. Симонова «Жди меня».
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слово учителя: Я думаю, вы легко определили тему нашего урока: эта тема рефреном звучит в каждой строфе стихотворения Константина Симонова. (На экране появляется 1 слайд) «Жди меня, и я вернусь…»
Далее мы обращаемся к истории создания стихотворения (слайды 2-6)
Константин Симонов написал эти строки как письмо любимой женщине. Сначала он не собирался его печатать. Стихи были очень личными. Но потом он читал его на фронте, стихи стали очень популярными, солдаты это стихотворение заучивали наизусть и повторяли как молитву.
По многочисленным просьбам в конце 1941 — начале 1942 года поэт всё-таки согласился отдать его в печать. Симонов пытался опубликовать стихотворение в газете «На штурм» (печатном органе 44-й армии), и в «Красной звезде», где тогда работал, однако оба издания ему отказали. Впервые оно было напечатано в «Правде» 14 января 1942 года на третьей полосе. Вам о чем-нибудь говорит этот факт? Конечно, эти стихи официальной прессой не воспринимались как что-то значимое.
Как указывала литературовед М. О. Чудакова, появление стихотворения Симонова в печати воспринималось как прорыв цензурных ограничений, поскольку в официальной поэзии предшествующего периода тема особенно сильной личной любви не приветствовалась[3].
Как вы думаете, почему это стихотворение было настолько популярным?
Дети рассуждают о том, что для каждого мужчины важно, чтобы его ждали. Это стихотворение внушает веру. Почему строка «жди меня» звучит рефреном? Литературоведы считают, что стихотворение написано по образцу народных заговоров, молитв, это стихотворение как бы лечит душу.
Учитель обращает внимание детей на экран. (слайд 8) Это документальный кадр. «Жди меня, и я вернусь» - эти слова написаны на кузове машины. Но только здесь не хватает знаков препинания.
Какие знаки здесь можно поставить?
Дети рассуждают, что можно поставить запятую , а в конце многоточие: «Жди меня, и я вернусь…» - и это будет выражать какую-то надежду, веру, любовь… Как в стихотворении Симонова.
Но можно также поставить тире как знак следствия, вывода: я вернусь, если ты будешь меня ждать.
Слово учителя: Я предлагаю исследовать эту версию, но окончательно поставить знаки в конце урока, когда осмыслим эту проблему по-новому.
Сегодня мы, опираясь на ваши знания темы, рассмотрим ее под другим углом. Стихотворение Симонова – это взгляд мужчины, а я предлагаю взглянуть на эту проблему глазами женщины, которая ждет. И поможет нам в этом повесть Валентина Распутина «Живи и помни». Мы будем ее изучать в 11 классе, а сегодня мы посмотрим эпизод из фильма (режиссер Александр Прошкин), снятого по этой повести. Конец войны, в сибирскую деревню возвращаются фронтовики. Односельчане их радостно встречают, по этому поводу – праздник. (Смотрим эпизод фильма, слайд 9).
Учащиеся обсуждают фрагмент фильма, учитель направляет разговор вопросами:
О чем вам говорит этот эпизод как вдумчивому читателю?
Что вообще значит для нашего народа – ждать?
Обратите внимание на слова одной из участниц эпизода:
-Почему Лизавета дождалась, а ты – нет? может, совесть неспокойна? Может, меньше, чем надо, думала о нем?
В процессе обсуждения приходим к выводу, что верность женщины, ее умение ждать, молиться о спасении и здоровье любимого, ее терпение и смирение – часть нашего национального самосознания. Это качество – ждать – заложено в нашем национальном самосознании.
Далее мы формулируем основной вопрос урока:
Какова роль женщины в жизни и судьбе мужчины, народа, России?
Слово учителя: Каждый человек по-своему переживает наиболее тяжелые моменты своей жизни и жизни своего народа. И выражает их тоже по-своему.
И сегодня на уроке мы откроем для себя новое имя - Людмила Татьяничева.
(биографическая справка по материалам Википедии (слайды 10-11).
Родилась 6 (19) декабря 1915 года в Мордовии в семье сельской учительницы и студента-медика.
Мать была литературно одарённой женщиной: вела дневник, писала стихи.
В 1926 году осталась сиротой; жила на Урале у родственников отца.
В 1934 году, прервав учёбу, приехала на строительство Магнитогорска, где её в 112-м «писательском» бараке приютила семья поэта М. М. Люгарина:
Там чуть не каждый мой сосед
Был журналист или поэт…
В рассветный час, в полночный час
В бараке том огонь не гас…
Работала в газетах «На рельсах гиганта», «Магнитогорский рабочий» , была участницей литературного объединения «Буксир»; первые стихи появились в журнале «Штурм».
В 1941 году заочно окончила Литературный институт имени А. М. Горького, вступила в ВКП(б), в 1945 году стала членом Союза писателей.
В 1943—1953 годах работала ответственным секретарём Челябинской писательской организации, директором Челябинского областного издательства . В 1944 года в Челябинском книжном издательстве вышла первая книга стихов «Верность».
В 1956—1958 годах работала собкором «Литературной газеты» по Уралу.
Скончалась 8 апреля 1980 после тяжёлой болезни.
Творчество Татьяничевой, с его патриотическими мотивами, воспеванием рабочего класса и строительства социализма, полностью поставлено на службу социалистическому реализму.[3]
В 1943 году, в очень тяжелые дни Великой Отечественной войны, дни Сталинградской битвы, поэтесса пишет стихотворение «Ярославна».
Выразительное чтение стихотворения.
Снова дует неистовый ветер, |
Вопросы учителя:
Какие чувства, мысли, вопросы вызвало у вас это стихотворение? Почему оно называется Ярославна? (слайд 12, гравюра Фаворского, изображающая Ярославну на городской стене в Путивле). Ярославна символизирует всех русских женщин, ждущих своих мужей с войны.
Любое стихотворение – это «маленькая Вселенная», в которой отражен идеал автора. Эта Вселенная складывается из отдельных картин и образов. И сейчас мы проанализируем основные образы стихотворения и осмыслим авторский идеал. Работать мы будем по вариантам (группам): первый вариант анализирует образ времени, второй вариант – образ лирического героя, третий вариант – образ героини. У каждого из вас на партах есть распечатанные тексты стихотворения и задания к ним. Вы можете делать по ходу работы какие-то пометки, они помогут вам выстроить ответ; постарайтесь, пожалуйста, уложиться в 5-6 минут и заранее определиться, кто будет озвучивать ответ вашей группы.
Задания:
1 вариант:
Как раскрывается в стихотворении образ времени? Подчеркните ключевые слова, раскрывающие этот образ. Насколько образ времени важен для понимания художественной идеи стихотворения?
(Проанализировав образ времени, учащиеся должны увидеть, что в этом стихотворении объединяются прошлое и настоящее; через этот образ автор раскрывает судьбу России – страны, в истории которой было много войн; мы видим здесь и поход Игоря, и Куликовскую битву; в конце стихотворения строка « Снова ветер гудит неспокоен…» обращает нас к - времени Великой Отечественной Войны. Через образ времени автор помогает нам понять, что его герои не отделяют свою судьбу от судьбы России, принимают судьбу России как свою собственную).
2 вариант: Каким мы видим лирического героя этого стихотворения? Как автор рисует образ народа?
Проанализировав образ лирического героя, учащиеся должны увидеть, что он в стихотворении описывается через восприятие лирической героини. Она его любит, это видно через обращения «мой единственный», «мой возлюбленный воин». Она видит его как героя: у него «богатырское тело», он «на запененном верном коне», он «мчится в бой на крылатом коне». В представлении героини ее возлюбленный очень мужественный: «откликался по-воински», «не считал горячие раны», «на землю не падал твой меч»; «остался грозой для пришельцев-врагов». Героиня возвышает своего любимого, благодаря такому женскому взгляду лирический герой становится полноправным действующим лицом, сюжетообразующим центром этого произведения.
Когда ответили ученики второй группы, я задаю вопрос всему классу: Как вы думаете, почему наш народ в сти-ии представлен в образе одного воина, а враги – орда? Как это связано с фольклорными традициями?
Русские люди, сражающиеся за свою свободу и независимость, представлены в произведении собирательным образом воина-богатыря на коне, что символизирует единство народа. В фольклоре народ всегда изображался как богатырь. Это также нашло отражение в символике нашего герба: Георгий-Победоносец повергает змея.
3 вариант: Какой вам видится лирическая героиня этого стихотворения? Что вы можете рассказать о ее внутреннем мире: чувствах, переживаниях, отношении к жизни?
Проанализировав образ лирического героя, учащиеся должны увидеть, что в стихотворении Л.Татьяничевой на первый план выходит именно образ русской женщины, ждущей на протяжении многих столетий своего возлюбленного с победой. Не случайно в название выносится имя – «Ярославна», означающее в «переводе» со славянского «яркая» или «солнечная слава». Имя лирической героини, таким образом, является своеобразным символом полной победы над врагом, ведь слава, а тем более яркая, является следствием полной победы. У этого образа собирательное значение. Лирическая героиня ждёт своего любимого бесчисленное количество дней, «не страшится врагов-басурман», врачует раны любимого. Она – воплощение русского национального идеала.
Обобщающие вопросы учителя:
Что нового открыло это стихотворение вам? Изменило ли ваши представления о мире?
В чем заключается глубокий лиризм вечного образа Ярославны?
Автор через плач сумел выразить суть женской натуры, суть женственности – принимать и ждать…
Мужчина, на долю которого, в связи с русским военным прошлым, выпадают войны и связанные с ними страдания, хочет видеть в женщине не просто возлюбленную и приятную спутницу жизни, но и твёрдый характер, ему нужен ангел-хранитель, спасающая и оберегающая сила. Ярославна воплощает русский национальный идеал – верность, мудрость, терпение, мужественность, умение ждать и самим ожиданием вдохновлять мужчину на подвиги.
Таким образом, у национальной стойкости русского народа явно обнаруживается женское лицо, что не означает слабохарактерности и безвольности русских мужчин. Но если внимательно всмотреться в русский национальный образ, то приходится признать более волевое и организующее начало именно у русских женщин.
У Людмилы Татьяничевой есть стихотворение:
И на току, и в чистом поле
В войну я слышала не раз:
— А ну-ка, бабы, спляшем, что ли! —
И начинайся сухопляс.
Без музыки.
Без вскриков звонких,
Сосредоточенны, строги,
Плясали бабы и девчонки,
По-вдовьи повязав платки.
Не парами по кругу плыли
С руками чуткими в ладу.
А будто дробно молотили
Цепами горе-лебеду.
Плясали, словно угрожали врагу:
“Хоть трижды нас убей,
Воскреснем мы и нарожаем
Отечеству богатырей!”
Итак, теперь, когда мы по-новому осмыслили тему нашего урока, я предлагаю вернуться к первому слайду: наш урок обозначен как урок-диалог. Состоялся ли сегодня диалог? Кто был участником диалога? Что привлекает ваше внимание на слайде? Диалог между прошлым и будущим. С этим связано домашнее задание урока.
Пришел ли этот образ в лит 21 века? Изменилось ли его понимание? Пишут ли современные поэты стихи на эту тему? Это тема вашего домашнего задания (на выбор):
Мини-исследования: Образ Ярославны в современной литературе.
«Просто ты умела ждать, как никто другой» (памятники женщине, которая ждет)
Написать эссе по теме урока.
Учитель: Вот пришло время расставить знаки препинания, чтобы они выражали наше понимание темы: Жди меня – и я вернусь!
Учитель: А в заключение урока я хочу познакомить вас с уникальным мемориальным комплексом, который находится в Минске, на острове слез. Задуманный как памятник воинам, погибшим в Афганистане (а там воевало около 30 тысяч белорусов и уроженцев республики), он стал памятником сынам и дочерям Беларуси, павшим в сражениях всех времен. На четыре стороны света смотрят женщины, ждущие воинов. Всмотритесь в их лица… Объединенные общим чувством, эти женщины воплощают в себе образ нашей многострадальной земли…
Дети рассматривают памятник (слайды 17-20), а я читаю строки Л. Татьяничевой:
У русских женщин есть такие лица:
К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в их чертах могла тебе открыться
Красивая и гордая душа.
Такая в них естественность, свобода,
Так строг и ясен росчерк их бровей…
Они, как наша русская природа —
Чем дольше смотришь, тем ещё милей.