Все начинается с любви…
2014 год – особенный в моей биографии -.юбилейный - я отмечаю 25-летие педагогической деятельности.
Я начинала свою трудовую биографию 1 сентября 1989 года. Тогда еще никто не знал, что этот год станет началом новой эры. Менялось многое: название стран и городов, законы, стандарты, программы, учебники, технологии, министры… Но «Первое сентября. Классная работа» осталось неизменным.
Четверть века я стою у доски. Чему научилась за эти годы? Что усвоила? В чем суть моей педагогической философии? Ее можно сформулировать просто: все начинается с любви. С любви к своему делу, к детям, к миру. «Любовь – это единственное, что можно отдать, и оно у тебя останется», - говорил Лев Толстой.
Как я стала учителем? Мне кажется, что иного выбора у меня не было. С детства перед глазами у меня был яркий пример моих учителей – добрых, мудрых и любящих.
Я родилась в маленьком рабочем поселке, и школа была для нас единственным светлым местом, источником радости и добра. Помню, как после уроков мы читали книги, ходили в лес, ездили в цирк, готовились к утренникам. Наши учителя не просто учили нас писать и читать (читать я сама научилась, еще в 4 года) - они приобщали нас к добру. Не наставлениями, не назиданиями, а любовью своей. Они отдавали нам тепло своего сердца. И это ощущение тепла я пронесла через всю жизнь.
В послании к Федеральному собранию 12 декабря 2012 года В.В. Путин сказал, что школа не просто передает набор знаний, это пространство для формирования нравственного, гармоничного человека. Мой предмет - литература - занимает в этом процессе особое место. Литература учит чувствовать. Пушкин ведь недаром говорил: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» Из чувств рождаются образы, из образов – модель мира… Модель мира невозможно создать без любви. Образование – это процесс создания целостного образа мира, в котором мы живем, и в котором будут жить наши дети завтра. А будущее не приходит ниоткуда. Наше завтра рождается сегодня. И что я могу сегодня дать ребенку, чтобы его завтра было светлым? Любовь и радость.
«Современная система образования должна строиться вокруг талантливого учителя», - сказал В. В. Путин.
А какой я учитель? Вижу ли я ребенка за страницами учебника? Думаю ли о том, как в его сердце отзовется мое слово? Какое влияние окажет моя личность на ребенка формирующегося? Ведь в каждом ребенке живет великий творец. Но чтобы этот творец проявил себя во всем своем величии – его нужно вдохновить. Если ребенок в школе не научится творить, то и в жизни он будет лишь подражать и копировать. И его невозможно вдохновить инструкциями, алгоритмами, правилами. Только любовь пробуждает в ребенке силу и создает благодатную почву, чтобы эта сила нашла себе мирное применение.
Какие уроки оставили в моей душе чувство глубокого удовлетворения? Это уроки, на которых дети услышали, как заговорил с ними автор, когда они прочувствовали его. И я не знаю, о чем они в этот момент советовались с Гоголем, Толстым, Булгаковым, Платоновым или Паустовским. Это было их открытие самих себя.
Если я хочу быть настоящим учителем, я должна быть мудрее своего ума. Ум кормит гордыню, та рвется доказать свое превосходство. А сила учителя – в мудрости. Мудрость не приходит из головы, она идёт из сердца. Мудрый учитель – это учитель с любящим сердцем.
Мудрый учитель знает, что именно от него зависит и погода в классе, и настроение учеников, и вот тут-то и начинается самое главное. Каждый урок – это как строительство дома. Каждый день, событие за событием, словно кирпичик за кирпичиком, я закладываю этот дом. Как мы его построим вместе с учениками, в таком доме и будем жить. И главными инструментами здесь являются искренность, доверие и терпение.
Мудрый учитель терпелив. Бывает, иногда слишком ждешь чего-то и хочешь увидеть результат сразу, а его нет. На какой-то момент наступает разочарование: вот, я работала – работала… И тогда я говорю себе: «Стоп! Результат есть! Только другой, не тот, которого ты ждала. Но дети не обязаны соответствовать твоим ожиданиям. И личностные результаты ребенку невозможно навязать, запланировать - это его личностные результаты. Подари ему свою любовь – и все придет, как назначено…»
Для чего я работаю? Чтобы каждый день отдавать, отдавать, отдавать... И с каждым днем становиться счастливее, счастливее и счастливее. Каждый день дарить свою любовь миру, детям, своему делу. Все начинается с любви.